КОНДАЛОВА ПОЛИНА ВИТАЛЬЕВНА
бакалавр 5 курса факультета педагогического и
художественного образования
Научный руководитель: ШИШКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, sv430903@yandex.ru
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования навыков невербального общения у детей дошкольного возраста в контексте музыкального воспитания. Автор анализирует взаимосвязь музыкальной деятельности и развития невербальных коммуникативных способностей, выделяя ключевые механизмы влияния музыкальных занятий на эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие дошкольников.
Ключевые слова: невербальное общение, музыкальное воспитание, коммуникативные навыки, формирование навыков, дошкольники.
KONDALOVA POLINA VITALEVNA
5th year bachelor of the faculty of pedagogical and artistic education
SHISHKINA SVETLANA VLADIMIROVNA
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of art and music education Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseyev», Saransk, Russia, sv430903@yandex.ru
Some aspects of the formation of non-verbal communication skills in preschool children in the process of musical education
Abstract: this article examines the theoretical and practical aspects of developing non-verbal communication skills in preschool children in the context of music education. The author analyzes the relationship between musical activity and the development of non-verbal communication skills, highlighting the key mechanisms of the influence of music lessons on the emotional intelligence and social interaction of preschoolers.
Keywords: non-verbal communication, musical education, communication skills, skill development, preschoolers.
Дошкольный возраст представляет собой особый период в развитии ребенка, когда закладываются основы его личности, формируются важнейшие социальные навыки, в том числе способность к коммуникации. Невербальное общение, являясь древнейшей формой коммуникации, играет исключительную роль в развитии дошкольника, обеспечивая эмоциональный контакт с окружающими и способствуя полноценному личностному становлению.
Как отмечает М. И. Лисина, «общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [4, с. 12]. При этом невербальная коммуникация составляет значительную часть процесса общения, особенно у детей дошкольного возраста, когда речевые навыки находятся в стадии активного формирования.
Музыкальное воспитание открывает уникальные возможности для развития навыков невербальной коммуникации. По мнению Н. А. Ветлугиной, «музыка, являясь искусством, в котором переживания, чувства и идеи выражаются в звуковых художественных образах, способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости, что составляет основу невербальной коммуникации» [1, с. 87].
Невербальное общение включает в себя мимику, жесты, пантомимику, интонацию, тембр голоса, пространственное расположение и другие неречевые средства передачи информации. Ребенок дошкольного возраста активно использует эти средства коммуникации еще до того, как полностью овладеет речью.
Исследования В. А. Лабунской показывают, что «невербальное общение является наиболее древней и базовой формой коммуникации. В дошкольном возрасте именно через невербальные каналы дети получают до 65-70% информации о мире и окружающих людях» [3, с. 45]. Автор подчеркивает особую значимость развития навыков невербального общения у дошкольников для их успешной социализации и эмоционального благополучия.
Согласно теории Л. С. Выготского, «развитие ребенка происходит в процессе активного взаимодействия со средой, в том числе и через невербальные каналы коммуникации, которые помогают ему осваивать культурные средства и способы поведения» [2, с. 132]. Музыка в этом контексте выступает как уникальная среда, обогащающая эмоциональный опыт ребенка и создающая условия для развития выразительности его невербальной коммуникации.
Музыкальное воспитание, как средство развития невербальной коммуникации, предоставляет широкие возможности для формирования навыков невербального общения у дошкольников. Музыка воздействует непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, развивая его способность к эмпатии и эмоциональному отклику.
Так, Е. В. Назайкинский отмечает: «музыкальное искусство является особым языком эмоций, который позволяет передавать тончайшие оттенки чувств, недоступные порой вербальному выражению» [5, с. 76]. Этот невербальный язык музыки становится доступным дошкольникам через различные формы музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Слушание музыкальных произведений развивает у дошкольников эмоциональную отзывчивость и способность к дифференциации эмоциональных состояний. Как пишет Н. А. Ветлугина: «в процессе восприятия музыки ребенок учится распознавать эмоциональные состояния, выраженные в музыкальном произведении, и соотносить их с собственными переживаниями» [1, с. 92].
При организации слушания музыки важно обращать внимание детей на средства музыкальной выразительности, помогающие передать определенное настроение или эмоциональное состояние. После прослушивания целесообразно предложить детям выразить свои впечатления не только словами, но и с помощью мимики, жестов, движений, что способствует развитию невербальных средств коммуникации.
Особую роль в развитии невербальной коммуникации играют музыкально-ритмические движения. В. А. Лабунская подчеркивает, что «через движение под музыку ребенок учится выражать свои эмоции, настроения, мысли, используя язык тела, что является основой невербального общения» [3, с. 61].
Музыкально-ритмические движения развивают у дошкольников:
- пластическую выразительность;
- координацию движений;
- способность к невербальному самовыражению;
- умение считывать и интерпретировать невербальные сигналы других людей;
- навыки взаимодействия в группе.
Музыкальные игры и театрализованная деятельность под музыку создают благоприятные условия для развития невербальных средств общения. По мнению О. П. Радыновой, «музыкальные игры позволяют ребенку в безопасной форме осваивать различные модели поведения и способы выражения эмоций через мимику, жесты, пантомимику» [6, с. 118].
Особенно эффективны музыкальные игры-драматизации, где дети принимают на себя различные роли и взаимодействуют друг с другом, используя преимущественно невербальные средства коммуникации. Такие игры развивают эмпатию, способность понимать эмоциональное состояние партнера по общению и адекватно реагировать на него.
Для целенаправленного формирования навыков невербального общения у дошкольников в процессе музыкального воспитания может быть использована система специальных упражнений и игр:
- Упражнения на развитие мимической выразительности. Эти упражнения проводятся под музыкальное сопровождение с ярко выраженным эмоциональным содержанием. Дети изображают различные эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг и т.д.), соответствующие характеру музыки;
- Упражнения на развитие пантомимики. В таких упражнениях дошкольники учатся передавать различные образы и состояния с помощью движений всего тела. Например, можно предложить детям изобразить, как двигаются различные животные или сказочные персонажи под соответствующую музыку. Как отмечает Е. В. Назайкинский, «невербальная выразительность движений формируется в процессе целенаправленного обучения, когда ребенок осваивает «словарь» выразительных движений и учится применять его в соответствии с контекстом ситуации» [5, с. 89].
- Коммуникативные музыкальные игры. Эти игры направлены на развитие навыков взаимодействия между детьми с использованием невербальных средств коммуникации. Например, игра «Зеркало», где один ребенок показывает движения под музыку, а другой повторяет их, как отражение в зеркале. О. П. Радынова подчеркивает: «коммуникативные музыкальные игры создают условия для активного взаимодействия детей друг с другом, формируя навыки невербального диалога, умение «читать» эмоциональное состояние партнера по его невербальным проявлениям» [6, с. 124].
- Музыкальная импровизация. Импровизационные задания способствуют развитию спонтанного самовыражения средствами невербальной коммуникации. Детям предлагается передать в свободных движениях свои впечатления от музыки или создать пластический образ, соответствующий музыкальному фрагменту.
Также стоит отметить, что эффективным подходом к формированию навыков невербального общения является интеграция музыкальной деятельности с другими видами активности дошкольников:
- Интеграция с изобразительной деятельностью. Дети могут создавать рисунки под музыку, а затем с помощью невербальных средств (мимики, жестов, движений) передавать содержание своих работ другим детям;
- Интеграция с речевым развитием. Использование музыкальных игр с речевым сопровождением, где интонация, темп, ритм речи соединяются с соответствующими невербальными средствами выразительности;
- Интеграция с физическим развитием. Включение элементов музыкально-ритмических движений в физкультурные занятия способствует развитию пластичности, выразительности движений и невербальной коммуникации.
Важно отметить, что педагог играет ключевую роль в процессе формирования навыков невербального общения у дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «педагог создает зону ближайшего развития, в которой ребенок под руководством взрослого осваивает новые способы взаимодействия с миром» [2, с. 145].
Для успешного формирования навыков невербального общения педагогу необходимо:
- создавать эмоционально комфортную атмосферу, способствующую свободному самовыражению детей;
- быть образцом невербальной выразительности. М. И. Лисина подчеркивает: «ребенок усваивает способы невербального общения в значительной степени путем подражания взрослым, поэтому педагогу важно демонстрировать высокий уровень культуры невербального общения» [4, с. 87];
- использовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его темперамента, характера, уровня развития коммуникативных навыков;
- обеспечивать постепенное усложнение заданий на развитие невербальной коммуникации, двигаясь от простых форм к более сложным;
- поощрять творческую инициативу детей в использовании невербальных средств коммуникации, предоставляя им возможность для самостоятельного поиска выразительных средств.
Таким образом, музыкальное воспитание представляет собой эффективное средство формирования навыков невербального общения у дошкольников. Музыка, воздействуя непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, создает благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости, выразительности мимики, жестов, движений, способности к эмпатии и невербальному взаимодействию.
Целенаправленная педагогическая работа по формированию навыков невербального общения в процессе музыкального воспитания включает в себя систему специальных упражнений и игр, интеграцию музыкальной деятельности с другими видами активности дошкольников, создание эмоционально комфортной атмосферы, способствующей свободному самовыражению детей.
Список использованных источников:
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина / Москва : Просвещение, 2018. – 240 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский / Москва : Национальное образование, 2019. – 368 с.
- Лабунская, В. А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход / В. А. Лабунская / Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 336 с.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина / Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 320 с.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский / Москва : Музыка, 2021. – 384 с.
- Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации / О. П. Радынова / Москва : Сфера, 2016. – 272 с.