Формирование навыков выполнения тематической композиции у обучающихся

УДК 7.044

ББК 85.19

И 49

Илюшина Юлия Алексеевна

студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, coward.21@mail.ru

Научный руководитель – Шишкина С. В.,  кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования навыков выполнения тематической композиции у обучающихся. Анализируется методика поэтапного освоения основ композиции, включая работу с равновесием, ритмом и композиционным центром для организации пространства, и раскрытия художественного замысла. Подчеркивается ключевая роль композиционного построения как средства художественной выразительности, позволяющего не только грамотно организовать изобразительную плоскость, но и передавать основную идею и эмоциональное настроение тематической работы.

Ключевые слова: формирование, навык, композиция, тематическая композиция, обучающиеся.

Formation of a value attitude to family traditions and customs in students

 Ilushina Julia Alekseevna

student of the Faculty of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, coward.21@mail.ru

Scientific supervisor – Shishkina S.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract: This article examines the process of developing students’ skills in creating a thematic composition. It analyzes the methodology of step-by-step learning the basics of composition, including working with balance, rhythm, and the compositional center to organize space and convey the artistic concept. The article emphasizes the key role of compositional structure as a means of artistic expression, allowing not only to organize the visual plane effectively but also to convey the main idea and emotional mood of the thematic work.

Кeywords: formation, skill, composition, thematic composition, students.

 

Актуальность данной темы обусловлена современными вызовами, стоящими перед системой образования. В условиях стремительного развития технологий и информационного общества, всё больше возрастает потребность в самостоятельной и творческой личности, способной создавать креативный и эстетически значимый продукт. Одной из ключевых характеристик такой личности является композиционное мышление, умение целостно воспринимать объекты, выстраивать взаимосвязи между ними и воплощать художественный замысел в завершенном произведении.

Проблеме формирования навыков выполнения тематической композиции посвятили свои труды такие исследователи, как С. П. Ломов, Б.М Неменский, В. А. Фаворский и другие. Однако в методической литературе проблема формирования навыков выполнения тематической композиции у обучающихся изучена недостаточно.

Термин «тематическая композиция» в своих работах рассматривал С.П. Ломов, который определяет её как целостное художественное произведение, раскрывающее определённую тему через систему изобразительных средств [2]. Тематическая композиция – это определённая организация изобразительных элементов, где все компоненты подчинены друг другу по принципу художественной целостности, имеют композиционную согласованность и взаимосвязаны общим замыслом. В отличие от требований в заданиях по живописи и рисунку, где важны передача цвета или светотени, тематическая композиция требует от учащегося умения выделять главное и создавать сложные сюжеты, где все элементы изображения связаны [6].

С психолого-педагогической точки зрения, работа над тематической композицией обладает комплексным воздействием: она способна развивать образное мышление и творческое воображение, а также формировать целостное художественное восприятие. Эта способность тематической композиции организовывать восприятие и делает её одним из самых эффективных средств художественного развития не только в учебном процессе, но и в профессиональной художественной практике.

Исходя из определений, которые мы увидели выше, можно трактовать основное понятие. Композиционный навык – это навык продумывать основную идею работы и правильно располагать все элементы на листе [5]. Он состоит из двух важных частей: практического умения строить пространство и владения различными приемами композиции, а также развитого образного мышления. Этот навык является универсальным: знания и умения, полученные при работе над тематической композицией, можно успешно применять и в других жанрах – при создании пейзажа или натюрморта. Такой перенос опыта показывает, что композиционный навык является базовым и необходимым в художественном образовании детей, изучающих искусство в художественной школе.

Тематическая композиция – вид изобразительного искусства, посвященный созданию художественного произведения на заданную тему или сюжет. Тематическая композиция – это не простое иллюстрирование сюжета, а сложный творческий процесс, подчиненный задаче раскрытия художественного замысла. В отличие от учебных заданий, где композиция может решаться более формально, тематическая композиция требует от учащегося умения передавать свои жизненные наблюдения и личные переживания в продуманную художественную работу [4]. Этот процесс требует глубокого анализа темы, вычленения основных композиционных связей и контрастов, тонкого понимания законов равновесия и ритма для передачи художественного образа и эмоционального содержания произведения.

Создание тематической композиции начинается с глубокого погружения в художественный замысел, где особую значимость играет диалог между педагогом и учеником. На начальной стадии педагог стимулирует осмысление темы через череду вопросов: «Какую идею ты хочешь донести до зрителя?», «Какими художественными средствами можно передать эмоциональное настроение?», «Какое расположение элементов поможет раскрыть содержание?». Параллельно с этим ведется работа по накоплению визуального материала — учащиеся изучают аналоги, анализируют возможные композиционные решения. Этот подготовительный период становится основой для последующего творческого процесса, позволяя осознанно подойти к выбору выразительных средств и организации художественного пространства.

Далее следует этап поиска композиционного решения, где создаются быстрые наброски и эскизы. Этот процесс развивает беглость мышления — способность генерировать множество идей в короткий срок. Учащийся учится не останавливаться на первом варианте, а перебирать различные идеи для организации материала [1].

Особое значение имеет работа над композиционным центром — главным смысловым акцентом работы. Педагог помогает ученику освоить различные приемы выделения главного: через контраст света и тени, размеры элементов, направляющие линии, цветовые отношения. Например, для передачи драматического напряжения можно использовать резкие тональные контрасты и диагональные построения, а для создания лирического настроения — мягкие цветовые переходы, нюансы и плавные ритмы.

На заключительном этапе происходит детальная проработка выбранного варианта и выполнение работы в материале. Здесь творческое мышление сочетается с техническим мастерством.

Таким образом, систематическая работа над тематической композицией выступает эффективным средством формирования не только специальных художественных навыков, но и развития образного мышления, творческого воображения и способности к визуальному выражению сложных тем и идей. Этот вид деятельности учит ребенка не просто изображать, но и мыслить категориями целостных художественных образов, что составляет основу профессионального художественного образования [5].

Список использованных источников

  1. Гомзякова, Е. Л. О роли набросков и зарисовок в рисунке // СибАК. – 2015. – материалы XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/studconf/hum/xxxvi/43261.
  2. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования / С. П. Ломов. – Москва: Пед. академия, 2010. – 104 с.
  3. Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2006. – 191 с.
  4. Никифорова В. Про насмотренность в искусстве // vc.ru URL: https://vc.ru/u/non-critical/650341-pro-nasmotrennost-v-iskusstve, 30.03.2023.
  5. Батаева, Л. А. Формирование композиционных умений у учащихся детской художественной школы // Искусство и образование. – 2018. – № 4. – С. 78-85.
  6. Фаворский, В. А. О композиции // Художественное творчество. – Москва : Современник, 1986. – С. 56-72.

Добавить комментарий