МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Аткина Валерия Александровна

студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, lera.atkina22@mail.ru

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: В статье рассматриваются методические аспекты патриотического воспитания у старших дошкольников. Обосновывается эффективность использования квест-технологий в воспитании патриотизма у детей данной возрастной категории.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, старший дошкольник, технология, квест-технологии.

Atkina Valeria Alexandrovna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, lera.atkina22@mail.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF PATRIOTISM EDUCATION IN OLDER PRESCHOOLERS THROUGH QUEST TECHNOLOGY

Abstract: This article examines the methodological aspects of patriotic education in older preschoolers. It also substantiates the effectiveness of using quest technologies in fostering patriotism in children of this age group.

Keywords: patriotism, education, senior preschoolers, technology, and quest technologies.

 

Одной из ключевых задач современного российского дошкольного образования является воспитание патриотизма. Патриотизм способствует формированию у граждан чувства любви к Родине, уважение к ее истории и культуре, а также готовность к участию в жизни государства [6].

Согласно определению, представленному в толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу [7].

Проблема воспитания патриотизма крайне важна в период дошкольного возраста, так как именно на этом этапе закладывается фундамент мировоззрения, система нравственных ценностей и эмоциональное отношение к своей стране (Н. Г. Зеленова, А. Г. Ковалев, С. А. Козлова, Л. Е. Никонова и др.) [2].

По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Старший дошкольный возраст – период дошкольного детства, который охватывает возраст от 5 до 7 лет [4]. Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Наибольший вклад в изучение старшего дошкольного возраста внесли такие ученые, как Л. И. Божович, А. Н. Веракса, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, В. Г. Каменская, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др. [1].

Воспитание патриотизма у старших дошкольников – это сложный и многогранный процесс, требующий использования инновационных подходов. Квест-технологии, с их увлекательной игровой формой, предоставляют отличную возможность сделать занятие более интересным и увлекательным для развития чувств любви к Родине, уважения к ее стране и культуре [3].

Опираясь на исследования И. Н. Сокол, квест-технологии включают в себя четко поставленную цель, игровой замысел, правила с целью улучшения уровня умений и навыков участников [5]. Благодаря им, усвоение знаний становится более эффективным, поскольку воспитание патриотизма приобретает характер захватывающей и интерактивной деятельности.

При разработке квест-технологий необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на интересующих событиях, фактах, действиях. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому задания должны включать в себя конкретные образы (письма-треугольники, пилотки и т.д.), простые символы (георгиевские ленты, символы страны и т.д.), элементы проблемных ситуаций.

Примеры заданий для квестов на патриотическую тематику:

  1. «Найди герб своего города/региона». Дети получают карту с загадками и подсказками, приводящими их к месту, где спрятан герб. Задание развивает знания о символике родного края.
  2. «Собери пословицу о Родине». Разрезанные на части пословицы спрятаны в разных местах. Дети должны найти все части и правильно собрать пословицу, объясняя ее смысл. Это задание способствует пониманию и усвоению народной мудрости.
  3. «Узнай героя по описанию». Детям зачитывается описание известного исторического деятеля или героя, а они должны отгадать, о ком идет речь. Задание расширяет знания об истории страны и выдающихся личностях.
  4. «Расшифруй послание». Используя ключ-таблицу, дети расшифровывают послание, содержащее информацию о важной исторической дате или событии. Это задание развивает логическое мышление и интерес к истории.
  5. «Собери карту России из пазлов». Разрезанная на пазлы карта России спрятана в разных местах. Дети должны найти все элементы и собрать карту, называя крупные города и реки. Задание формирует представление о географии страны.

Таким образом, использование квест-технологий представляет собой перспективное направление в методике патриотического воспитания старших дошкольников, способствующее формированию у них устойчивых патриотических чувств и активной гражданской позиции.

 

Список использованных источников

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург, 2008. – 400 с. – Текст : непосредственный.
  2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – Москва : Скрипторий 2003, 2016. – 112 с. – Текст : непосредственный.
  3. Киселок, У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / У. Н. Киселок. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2001. — № 9. – С. 98-102.
  4. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 118–124.
  5. Сокол, И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 138–140.
  6. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – URL: http://feb-web.ru (дата обращения: 20.03.2025). – Текст : электронный.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 20.03.2025). – Текст : электронный.

Добавить комментарий