СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.31

ББК 74.2

ПОЛИКАРКИНА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева,

Руководитель – Соколова Ю. Н., канд. пед. наук, и. о. заведующего кафедрой художественного и музыкального образования, г. Саранск, Россия

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о воспитании готовности к межкультурному общению у младших школьников на уроках музыки. Автор дает определения таким понятиям, как «общение», «межкультурное общение», «межкультурное общение младших школьников». На основе данных понятий делается обобщение о важности межкультурного общения у младших школьников.

Ключевые слова: общение, культура, межкультурное общение, воспитание, младшие школьники.

ESSENCE OF THE CONCEPT OF «INTERCULTURAL COMMUNICATION» FOR YOUNGER SCHOOL STUDENTS

POLIKARKINA KSENIA VLADIMIROVNA

student Faculty of Art and Music Education Mordovia State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Supervisor – Sokolova Yu. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Saransk, Russia

Annotation: The article discusses the issue of fostering readiness for intercultural communication among primary school students in music lessons. The author examines the concepts of «communication,» «intercultural communication,» and «intercultural communication among primary school students.» Based on these concepts, the article concludes on the importance of intercultural communication among primary school students.

Keywords: communication, culture, intercultural communication, education, primary school students.

 

В современном мире проблема межкультурного общения у младших школьников занимает существенную роль. Важно, чтобы дети изучали культуру разных народов, узнавали об их традициях, обычаях и особенностях, так как это способствует формированию толерантности и позитивного восприятия мира, а главное уважение к другим национальностям.

Значимой составляющей является общение. Именно это и есть ключевой механизм, посредством которого люди обмениваются информацией, понимают друг друга и формируют взаимоотношения.

Согласно толкованию С. И. Ожегова, данному в его словаре, «общение» означает «взаимные сношения», деловая или дружеская связь. Это важная форма человеческой активности, способствующая передаче знаний, культуры и социальных норм. Общение может происходить в разных формах: устной речи, письменной форме, невербальных сигналах и цифровых средствах коммуникации [4].

С точки зрения психологии, и в частности Б. Д. Парыгина, общение является сложным и многогранным процессом, который может выступать как взаимодействие индивидов, информационный процесс, отношение людей друг к другу, процесс их взаимовлияния и сопереживания [5, с. 196]. По мнению педагога В. С. Кукушина, общение – это процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности [2, с.12]. А. А. Леонтьев считает что, общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык [3, с. 63].

Исходя из этого, мы приходим к тому, что общение – это сложный, многогранный процесс взаимодействия между двумя или более субъектами, направленный на установление контакта, передачу и обмен информацией, опытом, эмоциями, а также на взаимное влияние и понимание.

Однако, при взаимодействии представителей различных культур, данное понятие приобретает новый смысл. Это подводит нас к определению «межкультурное общение». А. П. Садохин считал, что «межкультурное общение есть совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [6, с. 44]. При этом автор подчеркивает, что межкультурное общение это не поверхностное знакомство, а глубокое культурное погружение, когда люди из разных стран вступают в диалог, сталкиваясь с различиями в ценностях и нормах. Успех такого взаимодействия, зависит от осознанных усилий каждого участника, направленных на преодоление культурных барьеров и достижение взаимопонимания [6, с. 46].

С точки зрения Т. И. Севостьяновой данный термин понимается, как совокупность специфических процессов взаимосвязи между людьми, принадлежащими к иным культурам. Ее подход к определению «межкультурного общения» ориентирован на выявление и преодоление трудностей, которые могут возникнуть при взаимодействии представителей разных культур [7, с. 11]. Н. С. Ефимова считает, что межкультурное общение – это общение, складывающееся между отдельными людьми, которое часто сопровождается переживаниями эмоций и выражает внутренний мир человека [1, с. 68].

Поскольку в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование личности ребенка, он активно усваивает нормы поведения, формирует свои взгляды на мир и учится взаимодействовать с окружающими. Взаимодействие между учащимися разных национальностей трансформирует их отношения, делая их более сердечными и человечными. Это приводит к укреплению единства в классе, углублению взаимопонимания между детьми и лучшему осознанию себя. Уважение к окружающим и к себе растет, одновременно развивая самокритичность. Дети, имеющие опыт совместной работы, точнее оценивают свои силы и лучше управляют своим поведением [7].

На основе данного рассуждения можно сказать, что межкультурное общение младших школьников представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на создание условий для позитивного восприятия детьми различий в культурах, развития их эмпатии, толерантности и умения успешно общаться в условиях поликультурного общества.

Таким образом, в современном образовательном процессе крайне значимо с самых ранних лет, начиная с начальной школы, формировать у детей навыки межкультурного общения. Важно как можно шире знакомить их с культурным многообразием, включая как собственную национальную культуру, так и культуры других народов. Такой подход позволяет им накопить бесценный опыт, который им будет необходим в дальнейшем.

 

Список используемых источников

 

  1. Ефимова, Н С. Основы общей психологии : учебное пособие / Н. С. Ефимова ; ФОРУМ. – Москва,   – 288 с. – Текст непосредственный.
  2. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В. С. Кукушин ; МарТ. – Ростов,   – 48 с. – Текст непосредственный.
  3. Леонтьев, А. А. К проблеме общения в работах / А. А. Леонтьева, И. Б. Ханина. – Текст : непосредственный //  Культурно-историческая психология : сборник научных статей / редколлегия : В. П. Зинченко ; МГППУ. – Москва, 2011. – С. 20-27. – ISSN: 1816-5435.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; ИТИ Технологии. – Москва, – 941 с. – Текст : непосредственный.
  5. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории : учебное пособие / Б. Д. Парыгин ; Мысль. – Москва, 1971. – 301 с. – Текст непосредственный.
  6. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурного общения : учебное пособие / А. П. Садохин ; Юнити. – Москва, 2004. – 297 с. – Текст непосредственный.
  7. Севостьянова, Т. И. Формирование готовности подростков к межкультурному общению в образовательном процессе школы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т. И. Севостьянова ; Челябинский государственный университет. – Челябинск, 2011. – 22 с. – Текст непосредственный.

Добавить комментарий