Чичеватова Анастасия Алексеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, n47ty4@yandex.ru
Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой художественного и музыкального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: В статье рассматривается развитие колористических навыков у обучающихся детской художественной школы как актуальная педагогическая проблема. Теоретически обоснована сущность колористических навыков на основе подходов к определению колористики и навыка. Выявлен ключевой педагогический разрыв между теоретическим знанием и практическим применением. Натюрморт представлен как эффективное средство решения данной проблемы, обеспечивающее поэтапное формирование осознанного колористического мышления через систему контролируемых и усложняющихся задач.
Ключевые слова: колористика, навык, колористические навыки, развитие колористических навыков, детская художественная школа, педагогическая проблема
Chichevatova Anastasia Alekseevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
DEVELOPMENT OF COLORIST SKILLS IN STUDENTS OF A CHILDREN’S ART SCHOOL THROUGH THE PROCESS
OF CREATING A STILL LIFE
Аbstract: The article examines the development of coloristic skills in students of a children’s art school as a relevant pedagogical problem. The essence of coloristic skills is theoretically substantiated based on approaches to defining coloristics and skill. A key pedagogical gap between theoretical knowledge and practical application is identified. Still life is presented as an effective means of solving this problem, ensuring the gradual formation of conscious coloristic thinking through a system of controlled and progressively complex tasks.
Кey words: coloristic, skill, coloristic skills, art education, children’s art school, pedagogical challenge
Формирование колористических навыков учащихся является одной из центральных задач в системе художественного образования. Однако на практике педагоги сталкиваются с устойчивыми трудностями в освоении обучающимися законов цвета, что обуславливает рассмотрение развития колористических навыков в качестве актуальной педагогической проблемы. Цель данной статьи – теоретически обосновать специфику колористических навыков и раскрыть потенциал натюрморта как ключевого средства из развития в условиях детской художественной школы.
Для углубленного рассмотрения данной педагогической проблемы необходимо раскрыть ключевые понятия. Колористика (от итал. Colorito) – это наука о цвете, включающая знания о его природе, законах смешения, контраста и гармонии [3]. Как отмечает Й. Иттен, цвет представляет собой не только физическое явление, но и субъективное переживание: «Цвет – это жизнь… мир без цвета представляется нам мертвым» [3, с. 12]. С. С. Алексеев акцентирует функциональный аспект, определяя колорит как целостную систему цветовых отношений, в которой цвет реализует своей художественно-выразительный потенциал [1].
Таким образом, если колористика – это область знания, то навык – это приобретенная способность эффективно применять это знание на практике. В классической психологии навык рассматривается как доведение до автоматизма действие. Однако для художественной практики это определение является недостаточным. Б. М. Теплов подчеркивал, что навыки служат основой для развития способностей, выступая их инструментом [2]. С. Л. Рубинштейн рассматривал навык как функциональный элемент сознательной деятельности, освобождающий когнитивные ресурсы для решения творческих задач [4]. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина раскрывает процесс интериоризации внешних действий во внутренний умственный план [5].
Синтез этих подходов позволяет определить навык как сформированную способность, которая, достигая уровня автоматизированности, сохраняет гибкость и осознанность в соответствии с целями деятельности. Соответственно, колористический навык – это комплекс практических способностей, позволяющих художнику осознанно управлять цветом для решения конкретных художественных задач.
С педагогической точки зрения, ключевая проблема развития колористических навыков заключается в преодолении разрыва между усвоением теоретических знаний о цвете и формированием устойчивой, гибкой способности применять эти знания в практической художественной деятельности.
Эффективным средством, позволяющим преодолеть указанный разрыв и организовать поэтапный путь от простого действия к сложному мышлению, является работа над натюрмортом. В контексте художественной школы натюрморт выступает фундаментальным средством развития колористических навыков в силу следующих причин:
В отличие от пейзажа или портрета, натюрморт представляет собой статичную, организованную педагогом постановку. Это позволяет целенаправленно ставить перед обучающимися конкретные колористические задачи (передача теплой или холодной гаммы, выявление контраста или нюанса) и последовательно их решать. Натюрморт является идеальной моделью для изучения натуры. Он дает возможность напрямую наблюдать и анализировать сложные цветовые отношения: взаимодействие локального цвета предмета с цветом освещения, рефлексы, изменения тона в свету и в тени. Работа над натюрмортом позволяет на практике освоить ключевые теоретические законы колористики, такие как построение цветовой гармонии, использование цветового круга и понимание тоновых отношений, превращая абстрактное знание в практическое умение.
Таким образом, систематическая работа над натюрмортом создает дидактические условия для поэтапного формирования осознанного колористического мышления, обеспечивая преодоление разрыва между теорией и практикой.
Проведенный теоретический анализ позволил выявить сущность колористических навыков как сложных, осознанных и гибких способностей, формирующихся в деятельности. Обосновано, что работа над натюрмортом, благодаря своей контролируемости и способности моделировать ключевые цветовые отношения, является эффективным педагогическим инструментом для развития данных навыков у обучающихся детской художественной школы.
Список использованных источников
- Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. – М.: Искусство, 1974. – 118 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 2003. – 379 с.
- Иттен, Й. Искусство цвета / Йоханнес Иттен. – 3-е изд. – М.: Изд. Д. Аронов, 2014. – 177 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.