ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ-ПЕСЕННИКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ

Валякина Оксана Романовна

студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: В статье актуализируется проблема формирования ценностного отношения к творчеству отечественных композиторов-песенников у обучающихся на занятиях в вокальной студии.

Ключевые слова: вокальная студия, формирование, ценностное отношение к творчеству, композиторы-песенники, обучающиеся.

Valyakina Oksana Romanovna

student, Faculty of Pedagogical and Artistic Education, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia,

FORMATION OF A VALUE-BASED ATTITUDE TOWARDS THE CREATIVITY OF DOMESTIC COMPOSERS-SONGWRITERS IN STUDENTS’ CLASSES IN A VOCAL STUDIO

Abstract: The article addresses the issue of developing a value-based attitude towards the work of Russian songwriters among students in vocal studio classes.

Key words: vocal studio, formation, value-based attitude towards creativity, songwriters, students.

 

В эпоху глобализации и всепроникающего влияния западной культуры, особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности и формирования ценностного отношения к отечественному искусству у подрастающего поколения.

В контексте данной проблематики значительный интерес представляет позиция В. В. Бахтина, известного в России педагога, исследователя проблемы эмоционально-ценностной ориентации школьников средствами музыкального искусства. Он отмечает, что «В настоящее время в общественном сознании современной молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Это отчасти связано с тем, что в современной социокультурной ситуации наблюдается отчуждение детей от народной музыки, русского народного инструментализма. Познание музыки должно ориентировать ученика на духовно-нравственные контексты, аксиологическую систему координат, нравственные установки: сострадание, милосердие, доброта, честь, любовь к ближнему, к Родине, природе [1, с. 293].

Вокальная студия, как место творческого развития, предоставляет уникальную возможность приобщения обучающихся к богатому наследию отечественных композиторов-песенников. Формирование ценностного отношения к их творчеству – это не просто изучение репертуара, это воспитание патриотизма, развитие художественного вкуса и приобщение к культурным кодам своей страны.

Творчество отечественных композиторов-песенников – это зеркало истории, культуры и души народа. Их песни отражают особенности времени, важные события, чувства и переживания людей. Игнорирование этого пласта культуры лишает обучающихся важной части их культурного кода, обедняет их духовный мир и, как следствие, препятствует формированию гармоничной личности.

Помимо этого, изучение и исполнение отечественной музыки развивает патриотизм и национальную гордость. Знакомство с песнями, воспевающими красоту родной земли, подвиги героев, традиции и обычаи, формирует чувство принадлежности к своей культуре и уважение к своей стране. Обогащает словарный запас и расширяет кругозор, что способствует развитию речи, пониманию литературных образов и расширению словарного запаса. Развивает музыкальный слух и чувство ритма. Изучение различных жанров и стилей отечественной музыки способствует развитию музыкального слуха, тонкому восприятию нюансов мелодии и ритма. Формирует эстетический вкус. Качественная отечественная музыка является образцом высокого художественного мастерства, что помогает обучающимся отличать истинное искусство от низкопробных подделок. Способствует эмоциональному развитию. Песни затрагивают различные эмоции и чувства, помогая обучающимся лучше понимать себя и окружающий мир.

Процесс формирования ценностного отношения к отечественной музыке должен быть комплексным и многогранным, предполагающим использование разнообразных методов и приемов.

Репертуар должен быть разнообразным, включать песни разных жанров, стилей и эпох. Важно учитывать возрастные особенности и интересы обучающихся. Следует отбирать песни, имеющие художественную ценность, интересные тексты и запоминающиеся мелодии. В репертуар должны входить произведения, отражающие различные аспекты жизни страны. Важно здесь учителю помнить, выражаясь словами В. К. Белобородовой, «что музыка каждым школьником воспринимается по-своему, в зависимости от его жизненного опыта, запаса впечатлений, определенной ситуации и многих других факторов» [2, с. 23]. Поэтому при общении с одним и тем же произведением у разных детей могут возникать индивидуальные образы, впечатления и, следовательно, результаты от воздействия музыкального сочинения.

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется интерактивным методам работы с музыкальным материалом. Они позволяют сделать обучение более эффективным и увлекательным.

Обсуждение текстов песен и их исторического и культурного контекста, изучение биографии композиторов и поэтов, прослушивание различных исполнений одной и той же песни, а также сравнение их интерпретации способствует формированию ценностей посредством анализа смыслового содержания произведений и выявления заложенных в них нравственных идеалов.

Организация тематических концертов и музыкальных вечеров, посвященных творчеству отдельных композиторов или определенным темам поможет обогатить исполняемый репертуар через развитие исполнительских навыков в процессе подготовки к выступлениям.

Роль педагога в формировании ценностного отношения к отечественной песне трудно переоценить. Он должен быть не только профессиональным вокалистом и педагогом, но и увлеченным исследователем, знатоком истории и культуры своей страны. Он должен уметь увлечь обучающихся, показать им красоту и глубину отечественной песни, раскрыть ее значение и ценность.

В педагогическом словаре сказано, что ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок и убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении. Это способ дифференциации человеком объектов по их значимости [3, с. 164].  Педагог, как никто другой, является носителем этих ценностных ориентаций, транслируя их своим ученикам через образовательный процесс и личный пример.

Формирование ценностного отношения к творчеству отечественных композиторов-песенников у обучающихся в вокальной студии – это важная и актуальная задача, решение которой способствует не только развитию их музыкальных способностей, но и воспитанию патриотизма, формированию эстетического вкуса и приобщению к культурному наследию своей страны. Комплексный подход, предполагающий использование разнообразных методов и приемов, в сочетании с энтузиазмом и профессионализмом педагога, позволит достичь этой цели и воспитать поколение, любящее и ценящее отечественное искусство.

Литература

  1. Бахтин, В. В. Народная инструментальная музыка: возвращение к истинным ценностям / В. В. Бахтин. — Текст : непосредственный // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 293. – ISBN 978–5-8064-2361-1.
  2. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 23.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий