ВЛИЯНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

БУКИНА КРИСТИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, bukinakristina2001@mail.ru

Руководитель – Шишкина С. В., к.п.н., доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация. В статье анализируется влияние аудиовизуальных технологий на развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников. Исследуется предположение о том, что аудиовизуальные технологии, основанные на сочетании звука и изображения, значительно обогащают опыт восприятия музыки у детей, делая его более глубоким, эмоциональным и интерактивным.

Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, музыкальное воспитание, музыкальное восприятие, музыкально-визуальный образ, мультимедийность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная сфера.

THE IMPACT OF AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN OLDER PRESCHOOLERS ON MUSIC LISTENING

BUKINA KRISTINA EVGENIEVNA

5th year student of the Faculty of Pedagogical and Art Education of the Mordovian State

Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Annotation: The article analyzes the influence of audiovisual technologies on the development of the emotional sphere in older preschool children. The hypothesis that audiovisual technologies based in the combination of sound and image significantly enrich children`s musical experience, making it deeper, more emotional and interactive is explored.

Key words: audiovisual technologies, music education, music perception, musical and visual image, multimedia, emotional responsiveness, emotional sphere.

 

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов. Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников не нова, но по-прежнему актуальна. Практика подтверждает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников возможности восприятия музыки, которая сама по себе является воплощением чувств, настроений и эмоций, используются слабо. Факт воздействия музыки на ребенка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от ее содержания) был доказан физиологом    В. М. Бехтеревым, утверждавшим, что ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи, то есть с первых дней жизни.

Актуальность использования аудиовизуальных технологий для развития  эмоциональности ребенка обусловлена тем, что восприятие музыки в современном цифровом мире (особенно телевидение, смартфоны, интернет) становится аудиовизуальным, то есть сложным процессом взаимодействия музыкального-аудийного и музыкально-визуального образов. Метод развития аудиовизуального музыкального восприятия становится основополагающим в методике обучения детей слушанию музыки.

Цель нашего исследования – обосновать существенное влияние аудиовизуальных технологий при слушании музыки на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

– провести анализ научной литературы по проблеме развития эмоционального восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

– выявить особенности влияния музыки на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста;

– разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоционального восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством аудиовизуальных технологий.

В работах известных педагогов-музыкантов (А. Г. Гогоберидзе,            Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой и других) подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, ее роль в становлении эмоциональной сферы личности [3; 4; 7]. Н. А. Метлов – один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. В эту систему наряду с пением и игрой на детских музыкальных инструментах он включил обучение детей слушанию музыки и музыкально-ритмическим движениям [6]. О. П. Радынова отмечает: «Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях» [7, с. 56]. И. С. Кобозева, Н. И. Чинякова и С. В. Шишкина так формулируют процесс восприятия музыки: «Безусловно, музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание и слышание музыки, так как музыка – «звучащее» искусство, которое опирается и аккумулирует в себе слуховые впечатления» [5, с. 120].

Изучению педагогических подходов к использованию аудиовизуальных технологий в развитии эмоционального восприятия музыки детьми посвящены работы Ю. В. Величко, И. С. Кобозевой, М. И. Царевой, С. В. Шишкиной, О. В. Милициной и других   [1; 2; 5; 8; 9]. Так, например, Ю. В. Величко отмечает: «В настоящее время аудиовизуальные технологии становятся неотъемлемой частью музыкально-педагогического процесса. В сфере синтетических видов искусства (кино, телевидение, видео-арт), компьютерной среде функционирует аудиовизуальная информация различных видов и жанров, где в зрительном и звуковом синтезе «сплетаются» музыкальное искусство и изображение» [1, с. 8].

Восприятие одного сенсорного канала (слуха) усиливается за счет другого (зрения). Это помогает детям лучше запоминать и осмысливать музыкальные произведения. Дети не только слышат, но и видят, например, как различные инструменты взаимодействуют друг с другом, и учатся различать их звучание. Визуальные элементы усиливают эмоциональную составляющую музыки. Просмотр видеоклипов или мультфильмов, сопровождающих музыкальные произведения, помогает детям лучше понимать и чувствовать эмоции, заложенные в музыке. Яркие и динамичные визуальные эффекты передают радость и энергию, в то время как более спокойные и мягкие изображения вызывают чувство умиротворения.

Ю. В. Величко, О. В. Милицина и С. В. Шишкина важным считают тот факт: «Что аудиовизуальное восприятие музыки является, по сути, синтетическим процессом, который направлен на одновременное внешнее и внутреннее отображение трех слоев художественного образа – аудиального, визуального и собственно музыкального» [2, с. 17]. Однако, они полагают, что в этом процессе есть и некоторые отрицательные явления: «Растущей, целостно несформированной личности легче воспринимать готовый, зримый, навязанный извне художественный образ, чем самой, на основе ощущений и ассоциаций художественного порядка, домысливать и воссоздавать воспринимаемое произведение искусства»  [2, с. 18].

На наш взгляд, это не совсем так. Никогда еще не удавалось каким-то образом обуздать человеческую и в том числе и детскую фантазию. Как телевидение не уничтожило театр, так и видео-визуальный ряд в сопровождении с музыкой не может повлечь за собой некую творческую ленность. Так, например, очень часто дети склонны к внесению изменений в сказки и к досочинению, предложению своих вариантов их окончаний. Наличие готовой сказки не мешает этому процессу. Наоборот, совмещение видеоряда со звучанием музыки подстегнет их эмоциональное восприятие и творческую фантазию. Так, во время слушания произведения П. Чайковского «Октябрь», сопровождающегося с просмотром небольшого клипа об осени в лесу и в городе, дети грустили вместе с медленно падающей и уже пожелтевшей листвой. Особенно  сочувствовали лосенку, когда тот печально шел по лесу и один уже ржавый лист упал ему на нос. Это была первая осень в его жизни, и он был печален. А вот городские собачки, уже знакомые с осенью, как всегда весело резвились во дворе и подняли настроение детей. А кот на подоконнике и бабушка, вяжущая носки, успокоили их. В квартире тепло и, и как всегда, уютно. Музыка Чайковского в сочетании с видеофильмом пробудили в детях глубокие эмоции  печали и грусти, и в то же время спокойствия от понимания происходящих изменений в природе.

Для подтверждения практикой теоретического положения о роли аудиовизуальной технологии в повышении уровня эмоциональной отзывчивости  на музыку была проведена опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилось в образовательном центре «Пеликан» при Мордовском государственном педагогическом университете имени                   М. Е. Евсевьева. Для диагностики были отобраны 10 старших дошкольников. Исследования проводились по методике А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской [3] с применением наблюдений, бесед с детьми и анализом полученных результатов. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель констатирующего этапа – определение исходного уровня эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников. Качественные проявления эмоционального отклика оценивались по трехбалльной системе: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Анализ констатирующей диагностики дал следующие результаты. Из 10 старших дошкольников только 2 ребенка показали высокий уровень эмоционального  восприятия, что составляет 20 %, средний уровень у 4 дошкольников (40 %) и такой же результат по детям с низким уровнем эмоционального восприятия.

Это свидетельствует о недостаточном уровне эмоционального развития у старших дошкольников, что послужило основанием для проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Два ребенка, показавших высокие результаты, из дальнейшего участия в исследованиях были исключены.

Нами был разработан комплекс занятий по развитию эмоционального восприятия музыки детьми посредством аудиовизуальных технологий. Особенностью таких технологий является целенаправленное и обязательное объединение звука и изображения при организации занятий по слушанию музыки. Как правило, это компьютер, экран и проектор.

Основной задачей формирующего этапа было развитие базовых эмоций   в процессе музыкального восприятия с использованием аудиовизуальных технологий. На занятиях были использованы те же музыкальные произведения, что и на констатирующем этапе. На занятиях данные произведения сопровождались видеороликами. Это были и герои мультфильмов, и герои сказочных фильмов, и отрывки из опер или балета, и просто видео цветов, птиц, природы, и тому подобное. Такой порядок знакомства с произведением был, на наш взгляд, большим плюсом, так как звучавшие произведения к моменту проведения формирующего этапа уже были знакомы детям, но они могли  найти или почувствовать что-то еще, чего не получилось при первом или втором прослушивании. В занятия включались дидактические игры, элементы знакомства с музыкальными понятиями, терминами или обучение несложным ритмическим движениям.

Так в занятие «Золушкин вальс» включен эпизод танца Золушки с принцем на балу из диснеевского фильма 2015 года «Золушка». Они танцуют под «Вальс № 2» Д. Шостаковича. Этот вальс предложен детям как вариант лучшего исполнения танца под одну из самых лучших в мире вальсовых мелодий.  Детям было представлено и исполнение этого вальса оркестром под управлением А. Рьё. Дети видели эмоции тех, кто слушал его, видели оркестр, их инструменты и профессиональное исполнение самого танца. Все это вместе создает сильный эмоциональный эффект. На занятии была  проведена игра «Мажор–минор».

На занятии «Сказка в музыке» о «Шествии гномов» музыка Грига звучала на фоне мультфильма «Утро. Шествие гномов. В пещере у горного короля». Очень эмоциональные и музыка, и видео. Кроме марша «Шествие гномов» послушали «Марш» Прокофьева с видео «Шагающие муравьи».

На занятии, посвященном «Токкате и фуге ре-минор» Баха, дети ознакомились с органом, увидели разницу между пианино и органом, поняли, почему пианино и рояль называют одним словом «фортепиано», состоящим из «форте» – громко и «пиано» – тихо. Была проведена игра «Форте – пиано». Произведение Баха звучало на фоне ролика «Космос». Затем тема космоса в музыке была продолжена песней «Трава у дома», ставшая обязательной при отправке космонавтов в полет.

На занятии «Маршируем, ходим и танцуем под музыку» дети с удовольствием шагали, ходили и танцевали вместе с пушистыми великанами из мультфильма «Корпорация монстров» и сказочными гномами, прыгали с лошадкой Е. Тиличеевой и попрыгунчиками Ф. Шуберта.

Для оценки результатов работы, проделанной нами за время формирующего этапа, был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа – проверка эффективности проведенных занятий.

Итоги контрольного этапа показали, что детей с низким уровнем музыкального восприятия в отобранной группе больше нет. Два ребенка со средним уровнем музыкального развития перешли на высокий уровень, а дети с низким уровнем перешли на средний уровень музыкального восприятия. В группе не осталось детей совсем не воспринимающих классическую музыку, не проявляющих никакого эмоционального отклика, занимающихся посторонними делами.

Все дети хорошо воспринимали музыку, дослушивали ее до конца, проявляли свои эмоции тем или иным способом – мимикой, ритмическими движениями. Они радовались, что узнавали эти произведения. Особенно эмоционально ими воспринимались: «Танец маленьких лебедей», песня «Улетай на крыльях ветра», Вальс № 2, который они называли «Золушкин вальс», «Шествие гномов». «Передача платочка», «Великаны и гномы». Таким образом, в связи с вышеизложенными результатами, можно сделать следующие выводы.

Аудиовизуальные технологии играют важную роль в развитии эмоционального восприятия музыки у детей, предоставляя разнообразные инструменты и возможности для обучения и творчества. Мультимедийный подход, основанный на сочетании звука и изображения, значительно обогащает опыт восприятия музыки у детей, делая его более глубоким, эмоциональным.

Список использованных источников

 

  1. Величко, Ю. В. Аудиовизуальные технологии в педагогической деятельности учителя музыки : учебно-методическое пособие / Ю. В. Величко ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2015. – 86 с. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система Лань.
  2. Величко, Ю. В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования / Ю. В. Величко, О. В. Милицина, С. В. Шишкина // Гуманитарные науки и образование : Научно-методический журнал. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт, 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 17–22.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Академия, 2007. – 320 с. –                    ISBN 978-5-7695-4161-2.
  4. Кабалевский / составители Л. В. Школяр, Е. Д. Критская. – Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 224 с. (Антология гуманной педагогики). – ISBN 5-89147-047-0. – URL: https://st.storeland.ru/7/2451/533/D._B._Antologiya_gumannoi_pedagogiki.pdf. – Текст : непосредственный.
  5. Кобозева, И. С. Познавательные процессы в профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта / И. С. Кобозева, Н. И. Чинякова, С. В. Шишкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3 (47). – С. 115–123 – Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Текст : электронный.
  6. Метлов, Н. А. Музыка – детям : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / сост С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.
  7. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. – Москва : Академия, 1998. – 240 с. – ISBN 5-7695-0182-0. Текст : непосредственный.
  8. Царева, М. И. Роль информационных технологий в образовательном процессе / М. И. Царева. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 1. – С. 22–25.
  9. Шишкина, С. В. Эмоционально-образное познание музыки: психолого-педагогический аспект / С. В. Шишкина. – Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 4. – C. 139–143.

Добавить комментарий