ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ АБАШЕВСКОЙ ИГРУШКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

УДК 379(016)

ББК 85.318

 БУТУЗОВА АЛИНА ПЕТРОВНА

магистрант  1 курса, кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, alinaa.butuzova@yandex.ru

Руководитель – Карпушина Л. П., д.п.н., профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования практических навыков у обучающихся в ДШИ в ходе освоение техники создания абашевской игрушки.

Ключевые слова: абашевская игрушка, декоративно-прикладное искусство, детская школа искусств, народные промыслы.

BUTUZOVA ALINA PETROVNA

1st year master’s student, Department of Art and Music Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, alinaa.butuzova@yandex.ru

FORMATION OF SKILLS IN CREATING ABAZHEVSKY TOY IN STUDENTS AT DECORATIVE AND APPLIED ART CLASSES IN A CHILDREN’S SCHOOL OF ARTS

      Abstract: the article examines the process of forming practical skills among students at the Higher School of Economics during the development of the technique of creating an Abashevsky toy.

      Keywords: Abashevskaya toy, decorative and applied art, children’s art school, folk crafts.

 

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предоставляют в неожиданном обличии [2].

Традиционная абашевская игрушка – родом из с. Абашево Спасского уезда Пензенской губернии, ныне с. Абашево Спасского района Пензенской области. Первое упоминание о русском селе Абашево появилось в писцовых книгах 1616 года. Разместившееся в стороне от проезжих дорог, оно привлекло сюда староверов, которые считаются родоначальниками промысла.  История не сохранила имен первых игрушечников, но именно им мы обязаны рождению знаменитой «абашевской дудки» [3, c. 11]. Из поколения в поколение мастера изготавливают фигурки в виде животных, всадников, барынь и т.д. Каждый творец пропускает все эти образы через себя [2, c. 6]

Маленькие секреты обжига и лепки утаивались от посторонних, но бережно передавались от отца к сыну. Обучение детей начиналось в возрасте 8 лет, когда ребенок уже мог самостоятельно проделывать несложные маневры. Благодаря такому повсеместному занятию в селе образовалась одна большая династия гончаров [2, c. 6].

Развитие производства абашевской игрушки связано с династией Зоткиных. Ларион Фролович и Акинфий Флорович, от которых пошли самые знаменитые представители династии Зоткиных. Каждый из Зоткиных внёс в развитие абашевской игрушки неоценимый вклад [2, c.15]. Работы Лариона Зоткина положили начало развитию современной абашевской глиняной игрушки. Мастер-игрушечник из Абашева стал известен в стране благодаря коллекционеру, артисту Н. М. Церетели, который познакомился с ним в Спасске в 1920-х годах. Он написал о нем в своей книге «Русская крестьянская игрушка». В Эрмитаже хранятся его работы 1920-1930-х гг.: «Дама», «Генерал», «Всадник» и другие [4, с.35]. Тимофей Никитович Зоткин (1930-1988) стал самым известным абашевским мастером за всю историю промысла [1, c. 310].

Член СХ СССР Тимофей Никитович сконцентрировал в своем творчестве лучшие черты абашевского гончарства. Он поднял на новую, более  высокую, ступень работу с глиняной игрушкой, создав новое направление в абашевской керамике — скульптуру малых форм. Наконец,            Т. Н. Зоткин своим творчеством возродил абашевский промысел, сделал его известным всей стране и за рубежом [4, с.38-39].

В современном системе художественного образования, особенно в ДШИ (детская школа искусств), особое место занимает изучение декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это вид художественного направления, в котором отражаются несколько функций: утилитарной, художественной, этнической. Русское прикладное искусство богато мотивами, которые воплощают в себе культурное наследие и традиции народа.

Процесс формирование навыков начинается с освоением базовых приемов работы с глиной. Во время изготовления абашевской свистульки дети смогут глубже понять культурные корни своего народа и уважение к культурному наследию. Лепка из глины развивает у обучающихся мелкую моторику, усидчивость и проявляет фантазию, делая изделия уникальным и особенным, учит ценить ручной труд, потому что каждая свистулька – это не просто предмет, а часть истории и культуры родного края.

Народный промысел помогает воздействовать на мир ребенка, обладает эстетической, познавательной и нравственной ценностью. Это учит ребенка доброте, умению помогать другим, воспитывает те нравственные качества которые в настоящее время отсутствуют у многих взрослых. Для этого лучше всего знакомить детей с мастерством народных умельцев и их промыслом, что позволит стать частью русского народа и гордиться своей Родиной, богатой славными традициями.

Таким образом, формирование навыков создание абашевской игрушки в ДШИ – это комплексный подход, направленный на развитие творческий способностей, воспитание чувства прекрасного и сохранение традиций народного искусства. Этот процесс способствует формирование гармонично развитой личности, способной ценить и понимать красоту окружающего мира .

Список используемых источников

  1. Забродина, Н. И. Спасская летопись / Н. И. Забродина, В. А. Мочалов, О. А. Сушкина, М. В. Сушкин; ред. Н. И. Забродиной. – Спасск, 2011. – 434 с.
  2. Кулыбкина, Е. В. Абашевская игрушка: библиографический список /сост. Е. В. Кулыбкина; ред. М. И. Лазарева.– Пенза: МБУ «ЦБС г. Пензы». – Городская библиотека. –  №19. – 2020. – 21 с.
  3. Мальгунова, Н. А. Традиции и инновационные процессы в индустрии моды / Н. А. Мальгунова // Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции –Уфа, 2024. – С. 56-58.
  4. Серебрякова, О. В. Народные художественные промыслы Пензенской области / О. В. Серебрякова. – Пенза: УП Принт, 2014.–188 с.
  5. Щеголькова, С. А. Абашевская керамика: библиографический справочник /сост. С. А. Щеголькова; авт. исторической справка Н. И. Забродина. – Пенза: Пензенская библиотека для детей и юношества, 2015. – 52 с.

Добавить комментарий