УДК 373
ББК 72.026.1
Г 93
ГУДКОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
студентка факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, gudkovaanastasia072@gmail.com
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: В данной статье рассматриваются педагогические условия развития коммуникативных способностей обучающихся на уроке музыки в школе. Автор исследует влияние музыки на процесс развития и формирования коммуникативных способностей обучающихся. Статья анализирует педагогические условия и компоненты развития коммуникативных способностей школьников.
Ключевые слова: педагогические условия, коммуникативные способности, обучающиеся, музыка, урок музыки.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE SKILLS IN A MUSIC LESSON AT SCHOOL
ANASTASIA ALEKSANDROVNA GUDKOVA
student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University, Saransk, Russia, gudkovaanastasia072@gmail.com
Annotation: This article examines the pedagogical conditions for the development of students’ communicative skills in a music lesson at school. The author explores the influence of music on the development and formation of students’ communicative skills. The article analyzes the pedagogical conditions and components of the development of schoolchildren’s communicative skills.
Keywords: pedagogical conditions, communicative skills, students, music, music lesson.
Общение – это один из основных и жизненно важных для каждого индивида видов деятельности. Человек формируется как личность только во взаимодействии с окружающими. В процессе отношений с внешней действительностью происходит обмен информацией, на основе которой он планирует свою социальную активность.
Особо важную роль общение приобретает в подростковом возрасте, поскольку является основным видом деятельности. Посредством общения подростки формируют свою идентичность, активно ищут свою индивидуальность и место в обществе.
Успешность социальной активности обучающихся во многом определяется качеством и скоростью полученной информации, что зависит от степени развития коммуникативных способностей личности. Наиболее ранее формирование данных способностей обеспечивает богатый арсенал коммуникативных средств, позволяющих успешно осуществлять взаимодействие личности и социума.
Д. Б. Эльконин утверждает, что коммуникативные способности оказывают влияние на психическое развитие подростка, а также на общий уровень учебной деятельности [11]. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом успешной адаптации и творческой самореализации человека, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства. Об этом свидетельствуют труды Г. М. Андреевой [1], А. А. Бодалева.
В последние годы исследователи склонны расширять понятие коммуникативных способностей и рассматривать его как «комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения» [9] или как «актуализацию индивидуальных способностей личности к общению, ведущую к самореализации личности как субъекта деятельности» [8].
В отечественной психологии нет единого мнения относительно определения, структуры и компонентов коммуникативных способностей. И. В. Лабутова [6] в структуре коммуникативных умений отмечает три главных компонента: психотехнический (психофизиологическая саморегуляция индивида в общении), экспрессивный (вербальные и невербальные средства общения) и межличностный (связан с процессом взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния).
М. И. Скрыпко [10] называет такие компоненты, как доброжелательность в коммуникации, эмпатию, самообладание в конфликте, гибкость и активность в общении.
На основе исследований Е. А. Кукуева [5] и А. Н. Леонтьева [7] структура коммуникативных способностей включает в себя следующие показатели:
- эмпатийный. Уровень эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать и сострадать другому, быть внимательным к действиям партнеров;
- когнитивно-прогностический. Умение понимать мотивы поступков другого человека, предвидеть его поведение. Знание способов эффективного разрешения проблем взаимодействия между людьми;
- поведенческий. Наличие или отсутствие стремления к сотрудничеству, к совместной деятельности, к проявлению инициативы. Умение спланировать свою деятельность и деятельность окружающих [4].
Особенно сильное влияние на развитие коммуникативных способностей личности имеет подростковый возраст, поскольку в этот период человек испытывает наибольшие трудности в общении с окружающими людьми. Поддержка со стороны близких, общение с друзьями помогают подростку налаживать коммуникацию и общение. Немаловажную роль в развитии коммуникативных способностей обучающихся играет школа.
Школа выступает в качестве особого института социализации, в котором трансформируются этические, нравственные, идеологические и прочие установки общества, реализуемые через систему целенаправленных педагогических воздействий. Социокультурная среда, в которой развивается школьник, создает неповторимые отношения, складывающиеся у учащихся со сверстниками и взрослыми, являющимися источником формирования личности подростка.
Немаловажную роль в процессе развития и формирования коммуникативных способностей в школе играют уроки музыки. Занятие искусством, в частности музыкальным, помогает обучающему налаживать внутреннюю гармонию, а также способствует более продуктивному общению со сверстниками.
На занятиях по музыке в школе обучающиеся занимаются не только музыкальной, но и коммуникативной деятельностью. Подростки учатся прислушиваться к себе, своим эмоциям и чувствам, что помогает им лучше понимать себя и за счет этого налаживать отношения с социумом. Также на данных уроках, за счет инновационных форм организации образовательного процесса, школьники учатся работать в парах и в команде.
Невозможно представить развитые коммуникативные способности у обучающихся без правильно сформированных педагогических условий. Ведь именно они организуют целостный образовательный процесс.
В педагогике условия, чаще всего понимают, как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.
А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева, Л. М. Яковлева рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо; как педагогически-комфортную среду; как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих развитие учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
Под педагогическим условием Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [3].
Педагогические условия — это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].
Таким образом, можно сказать о том, что педагогические условия — это совокупность методов и мер, которые направлены на повышение уровня эффективности педагогической деятельности, а также они предполагают достижение какого-то результата. Они играют важную роль в процессе развития коммуникативных способностей обучающихся.
К педагогическим условиям развития коммуникативных способностей обучающихся на уроке музыки в школе можно отнести следующие:
- Создание стимулирующей коммуникативной среды (педагог создает условия для свободного диалога между учащимися, поощряет инициативу). Данное педагогическое условие на уроке музыки можно реализовать в следующих формах работы: при проведении викторин о пройденных музыкальных произведениях; при демонстрации импровизации учащихся на заданную тему; презентация собственного музыкального творчества подростков с последующим обсуждением.
- Использование диалогических методов обучения. К диалогическим методам музыкального образования, способствующими эффективному развитию коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в школе, относятся:
– метод открытого диалога (создание в образовательной среде класса атмосферы открытых взаимоотношений, общения);
– метод создания эстетической ситуации (звучание музыки с одновременным показом живописных полотен; отрывков из стихотворений; фотоэтюдов; объединенных по принципу единства образно-эмоционального, идейного содержания);
– метод мини-лекции (проведение учителем классической лекции в мини-формате при активном участии обучающихся);
– метод беседы (лично с учеником, в парах);
– метод дискуссии или обсуждения. Наиболее оригинальными и креативными является проведение данного метода в формате подкаста на различные тематики («Любимый композитор», «Зачем слушать классику», «Что лучше — опера или оперетта?»);
– «микс-метод» (сравнение классической музыки в традиционном исполнении и современной обработке).
- Интеграция интерактивных и игровых методов и технологий (сценическая деятельность, импровизация и ролевые игры актуализируют коммуникативные способности, делают процесс обучения более насыщенным и интересным). К данному педагогическому условию развития коммуникативных способностей обучающихся на уроке музыки можно отнести компьютерные обучающие программы, такие как: «Flowkey». Также могут быть организована деятельность в формате популярных сегодня квизов, стримов, а также «СС-метода» с использованием социальных сетей.
К игровым методам относится дидактическая групповая игра для подростков «Музчайнвордмонтаж». Она направлена на проверку и развитие музыкальной эрудиции, мышления и внимания. Класс разбивается на группы-бригады, входящие в «Музчайнвордмонтаж» – организацию, занимающуюся «строительством» музыкальных чайнвордов. Между бригадами идет соревнование за более высокие показатели труда, например, чья бригада за 5 минут составит самый длинный чайнворд.
Перед соревнованием участникам выдаются длинные ленточки, склеенные из полосок бумаги в клетку. Суть игры заключается в том, чтобы второе слово начиналось с последнего слога первого. Должно получиться примерно следующее «Скрипкамертоникармен».
- Создание условий для совместной работы и деятельности (создание педагогом проектов, ансамблей и дуэтов способствует развитию навыков коммуникации и социализации, а также командного взаимодействия). Тематика проектных работ может быть очень разнообразной: с использованием социальных сетей «Мой телеграмм-канал о музыке», авторский блог «Музыка внутри меня», создание видеоролика в формате музыкальной угадайки «Отгадай композитора по отрывкам из его произведений» или «Угадай мелодию из оперы».
Хорошо себя зарекомендовала практика создания школьных хоров, дуэтов и ансамблей. Такие формы взаимодействия направлены на: развитие сотрудничества между учащимися, умение разрешать конфликты, формирование командного духа и навыков работы в команде. Создание таких музыкальных коллективов могут иметь самую различную тематику и формат. В них также может включаться театрализованная деятельность, например: воспроизведение сцен из «немного» кино, исполнение партий из различных мюзиклов, а также их постановка.
Подводя итоги, можно сказать о том, что педагогические условия развития коммуникативных способностей обучающихся на уроке музыки в школе позволяют создавать благоприятную атмосферу в коллективе, помогают учащимся наиболее эффективно взаимодействовать со сверстниками, способствуют умению разрешать конфликты, формируют навыки работы в команде. К педагогическим условия развития коммуникативных способностей относится различные категории: создание стимулирующей коммуникативной среды; использование диалогических методов обучения; интеграция интерактивных методов и технологий; создание условий для совместной работы и деятельности. Они создают условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся, а также способствуют развитию коммуникативных способностей обучающихся на уроке музыки в школе. Приобщение к произведениям музыкального искусства в атмосфере сотрудничества создает возможность для развития творческой, инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.
Список использованных источников
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2017. – 363 с. –ISBN 978-5-7567-0827-1. – Текст : непосредственный.
- Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. – Москва, 2000. – 312 с. – Текст : непосредственный.
- Борытко, Н.М. Методология психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 284 с. – Текст : непосредственный.
- Корчагина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей современных подростков на уроке музыки в школе / Н. В. Корчагина, Н. В. Стрижко. – Текст : электронный // Вестник КазНМУ. – 2022. – № 3. – С. 240–245. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49170204. – Дата публикации: 20.07.2022.
- Кукуев, Е. А. К вопросу об определении понятия «коммуникативные способности личности» / Е. А. Кукуев. – Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 3. – С. 143-146. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obopredeleniiponyatiyakommunikativnye-sposobnosti-lichnosti. – Дата публикации: 24.06.2004.
- Лабутова, И. В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лабутова Ирина Владимировна ; НГПУ им. К. Минина. – Нижний Новгород, 1990. – 16 с. – Текст : непосредственный.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 7-18.
- Панфилова, М. С. Роль командообразования в развитии организации / М. С. Панфилова. – Текст : электронный // Актуальные вопросы экономики и управления. – 2018. – № 4. – С. 68–73. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32754479. – Дата публикации: 16.04.2018.
- Семёнов, В. Я. Формирование интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе / В. Я. Семёнов. – Текст : электронный // ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 6. – С. 52–55. URL: www.grani.vspu.ru. – Дата публикации: 25.07.2014.
- Скрыпко, М. И. Развитие коммуникативных способностей подростка в условиях личностно ориентированного тренинга : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Михаил Илларионович Скрыпко ; Уральский государственный университет физической культуры. – Челябинск, 2002. – 175 с. – Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин ; Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4. – Текст : непосредственный.