УДК 372.874
ББК 74.2
Л 61
ЛИПАТОВА ВАЛЕРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, leral1patova@yandex.ru
Руководитель – Карпушина Л. П., д.п.н., профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация. В статье рассматривается художественная керамика как эффективный инструмент развития творческого воображения. Проанализированы исторические аспекты искусства работы с глиной, показано, как материальность и тактильность материала стимулируют сенсорное восприятие и формообразующее мышление. Отмечены современные тенденции в художественной керамике, связанные с инновационными технологиями и междисциплинарными подходами.
Ключевые слова: художественная керамика, творческое воображение, глина, художественное мышление, образовательные технологии, современные тенденции.
ARTISTIC CERAMICS AS A TOOL FOR DEVELOPING CREATIVE IMAGINATION IN STUDENTS AT A CHILDREN’S ART SCHOOL
LIPATOVA VALERIA VYACHESLAVOVNA
student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Supervisor: doctor of Pedagogical Sciences, Professor L. P. Karpushina
Annotation: The article examines artistic ceramics as an effective tool for developing creative imagination. It analyzes the historical aspects of clay art and shows how the materiality and tactility of the material stimulate sensory perception and formative thinking. The article also highlights current trends in artistic ceramics, which are associated with innovative technologies and interdisciplinary approaches.
Key words: artistic ceramics, creative imagination, clay, artistic thinking, educational technologies, and modern trends.
Актуальность приобщения детей к изобразительному искусству в условиях современного общества трудно переоценить. В эпоху цифровизации, клипового мышления и изобилия готовых визуальных образов художественное образование становится одним из важнейших средств формирования гармонично развитой личности. Оно выполняет не только функцию знакомства с культурным наследием, но и создает условия для непосредственного, тактильного творчества, способствующего развитию творческого воображения.
Система дополнительного образования детей в Российской Федерации, закрепленная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также документами, такими как «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», определяет художественно-эстетическое направление как одно из приоритетных. Указанные документы акцентируют внимание на роли искусства в воспитании молодого поколения, формировании его ценностных ориентиров и развитии творческого воображения.
Художественная керамика представляет собой искусство создания изделий из глины, которое соединяет ремесленные традиции с возможностями индивидуального самовыражения [2]. С древности керамика использовалась не только для утилитарных целей, но и для художественного воплощения культурных и мировоззренческих представлений различных народов. Сегодня керамика продолжает выполнять важную роль в развитии творческого воображения как профессиональных художников, так и любителей [1].
В системе детских художественных школ художественная керамика выступает в качестве отдельной дисциплины, где учащиеся осваивают работу с глиной, создавая объемные формы, рельефы, игрушки, фигурки, сосуды и декоративные украшения. Кроме того, обучающиеся знакомятся с традиционными образцами народного керамического искусства России. Главная цель занятий заключается в формировании системного подхода в развитии личности ребенка, где особую роль занимает развитие творческого воображения [5].
Творческое воображение, как писал С. Л. Рубинштейн, связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Он также отмечал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его [4]. Таким образом, творческое воображение представляет собой не простое воспроизведение впечатлений, а активный процесс преобразования действительности в новые образы, возникающих у человека.
На основе изученной литературы нами выделены три взаимосвязанных компонента творческого воображения: направленность на самостоятельное создание новых образов, стремление к творческому преобразованию действительности и направленность на создание оригинальных продуктов деятельности.
Первый компонент творческого воображения – направленность на самостоятельное создание новых образов. Этот компонент отражает способность ребёнка к внутренней инициативе и самостоятельному построению идеи без внешних подсказок. Ребёнок с развитым воображением не ждёт образца, а стремится сам найти решение, исходя из личных представлений, эмоциональных впечатлений и опыта. Этот компонент подтверждает переход от подражательной деятельности к творческой.
Второй компонент – стремление к творческому преобразованию действительности предполагает, что ребёнок не просто создаёт новое, но и по-новому смотрит на уже существующий материальный мир. Он способен комбинировать элементы реальных предметов, изменять их назначение, находить в привычном новое содержание и смысл.
Третий компонент – направленность на создание оригинальных продуктов деятельности. Он характеризует индивидуальность и неповторимость детского замысла. Здесь отмечается не только наличие самостоятельности, но и уникальность идеи, формы, неожиданность художественного решения.
Занятия по художественной керамике в большей степени, чем рисование или аппликация, формируют у детей навыки пространственного ориентирования и способствуют развитию творческого воображения. В процессе обучения дети сопоставляют отдельные части с целым, определяют пропорции, длину и толщину элементов – то, что в рисовании воспринимается преимущественно визуально. Таким образом, художественная керамика оказывает комплексное влияние на общее развитие ребенка, включая развития творческого воображения. Учащиеся познают красоту глины, ощущают удовольствие от ее мягкости, пластичности и цвета. Их привлекают гармония форм, плавность переходов, соотношение пропорций, ритмика элементов и декоративных узоров.
Работа с глиной позволяет обучающимся погрузиться в процесс поиска художественных решений, активизировать воображение и сосредоточиться на создании уникальных изделий. В результате занятий развивается творческое воображение [6].
Развитие творческого воображения через работу с глиной осуществляется благодаря множеству факторов: материальность и тактильность – позволяет формировать ее бесчисленным количеством способов. Тактильный контакт стимулирует сенсорное восприятие и способствует глубокому включению в творческий процесс. Свобода формы и стилистическое разнообразие – предоставляет художнику широкий спектр возможностей, это стимулирует воображение и поощряет экспериментирование. Процессуальность – каждая стадия работы от подготовки глины до обжига и глазурования требует сосредоточенности, терпения и умения находить решения в нестандартных ситуациях, так развивается творческое воображение. Символика и эстетика – керамические изделия часто наполнены символическим содержанием, где форма, фактура, цвет и орнамент становятся средствами выражения идей и эмоций. Работа с символами требует активизации творческого воображения и способствует его развитию.
На занятиях по художественной керамике обучающимся предлагаются задания, которые направлены на развитие всех основных компонентов творческого воображения. Каждый этап работы обеспечивает постепенное формирование у обучающихся способности не только воспроизводить формы, но и самостоятельно преобразовывать действительность в художественные образы. Например, учащимся 10-11 лет даётся задание: вылепить фигурку животного методом спиральной лепки:
- Первый этап – выбор животного и его стилизация, способствует развитию способности выделять характерные признаки объекта, отбирать и преобразовывать их в соответствии с собственным замыслом. Обучающийся создаёт новый художественный образ на основе реальных впечатлений.
 - Второй этап – лепка и создание формы, активизирует индивидуальные поисковые действия: учащийся выбирает пропорции, пластику линий, декоративные элементы. Учащийся создаёт оригинальный продукт деятельности.
 - Третий этап – декорирование и отделка поверхности, побуждает к самостоятельному поиску выразительных средств, к осмысленному изменению реального образа животного, что отражает личное видение мира. На этом этапе выражается стремление к творческому преобразованию действительности.
 
Таким образом, каждый этап выполнения заданий – от замысла до декорирования своей работы – последовательно развивает у обучающихся все три критерия творческого воображения: стимулирует самостоятельное создание новых образов (через выбор, анализ, стилизацию); подталкивает к созданию оригинальных продуктов деятельности (через вариативность и индивидуализацию); воспитывает стремление к творческому преобразованию действительности (через личное отношение к материалу, смыслу и форме).
В заключении хотела бы отметить, что художественная керамика в системе дополнительного образования выступает эффективным средством развития творческого воображения у детей. В отличие от других видов изобразительной деятельности, работа с глиной сочетает тактильность, пространственность и процессуальность, что обеспечивает глубокое вовлечение обучающихся в творческий процесс.
В ходе занятий формируются три взаимосвязанных компонента творческого воображения: самостоятельное создание новых образов, создание оригинальных продуктов деятельности и стремление к творческому преобразованию действительности. Каждый из них последовательно проявляется в структуре методических заданий: от замысла и выбора образа до формообразования и декорирования. Систематическая работа с материалом развивает у обучающихся способность самостоятельно строить художественный замысел, искать оригинальные решения и по-новому осмысливать окружающий мир. Таким образом, занятия по художественной керамике способствуют развитию творческого воображения.
Список использованных источников
- Novak M. Ceramics in Art Therapy: A Practical Guide. London: Routledge, 2018.
 - Гридина, Н. Д. Роль керамики в развитии личности ребенка младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Н. Д. Гридина. – Текст: непосредственный //Современные проблемы высшего образования. теория и практика: Актуальные проблемы творческого образования в период пандемии. – 2021. – С. 410-413.
 - Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова – М.: Просвещение, 2009 – 99 с.
 - Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М. : Академия, 2009. – 350 с.
 - Радченко, С. В. Физиологические особенности детей школьного возраста / С. В. Радченко. – Текст : электронный // Инфоурок : справочный портал. – URL: https://infourok.ru/fiziologicheskieosobennosti-detey-shkolnogo-vozrasta-1126052.html (дата обращения: 15.09.2025).
 - Томилина, Л. М. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях современной начальной школы / Л. М. Томилина. – Текст: непосредственный // Междисциплинарные ограничения в реальном мире (концепция STEAM). – 2024. – С. 233–239.