УДК 75-047
ББК 85.149
КОЖАЕВА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРИЕВНА
студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, kozhaeva.anastasia@list.ru
Руководитель – Карпушина Л. П., доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Ключевые слова: навык, формирование навыков, пейзаж, занятия живописью, искусство.
Аннотация: В данной статье представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков выполнения пейзажа у обучающихся на занятиях живописью в детской художественной школе. Также рассматриваются методы и этапы формирования навыков выполнения пейзажа.
DEVELOPING LANDSCAPE PAINTING SKILLS IN STUDENTS’ PAINTING CLASSES AT A CHILDREN’S ART SCHOOL
KOZHAEVA ANASTASIA VALERYEVNA
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: skill, skill development, landscape, painting, art.
Annotation: This article presents a theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the development of landscape painting skills in students in painting classes at a children’s art school. It also examines the methods and stages of developing landscape painting skills.
Формирование навыков выполнения пейзажа играет значимую роль в образовательном процессе и является важным этапом обучения в детской художественной школе. Пейзажная живопись способствует не только совершенствованию технических навыков, но и способности к наблюдению, формированию эстетического взгляда и эмоциональному восприятию природы.
Советский психолог Л.С. Рубинштейн утверждал, что «навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный̆ способ его выполнения» [6]. В толковом словаре русского языка, «навык» – это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения [5].
Понятие «навык» в контексте психологии, вслед за такими учеными, как Б. М. Теплов, понимается как действие, доведенное до степени автоматизма в процессе сознательного упражнения. Но в рисовании это не просто механическое повторение. Это скорее обретение свободы, при которой техническая сторона отступает на второй план, уступая место решению творческих задач.
Формирование навыка – это не просто накопление умений, а целенаправленный, поэтапный процесс перевода знаний в практические действия. С. Л. Рубинштейн отмечал, что каждое повторяющееся действие меняется и становится лучше. Художественный навык становится не только более выраженным, но и позволяет художнику воплощать это умение с разными материалами [6].
Педагогика искусства, как писал В. А. Сухомлинский, должна строиться на эмоциональном восприятии и опыте учеников. Важно не только учить технике, но и помогать детям видеть красоту мира, чтобы они могли выражать себя через творчество [2].
Система обучения изобразительному искусству, разработанная Б. М. Неменским, предполагает поэтапное формирование навыков, начиная с простых упражнений и постепенно переходя к более сложным задачам. В контексте пейзажа, это может включать в себя изучение перспективы, композиции, цветоведения и работы с различными материалами [8]. Б. М. Неменский подчеркивал важность развития образного мышления и творческой активности учащихся, что является ключевым для успешного освоения пейзажной живописи. Он писал о необходимости «эмоционального отклика» на окружающий мир, который должен стать отправной точкой для создания художественного образа [9].
Формирование навыков выполнения пейзажа включает несколько этапов. Первый – анализ природы, окружающей среды, произведений искусства известных художников-пейзажистов. На этом этапе обучающиеся учатся видеть прекрасное вокруг себя, подмечать детали, учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства. Обучающиеся знакомятся с различными видами пейзажей, изучают основы линейной и воздушной перспективы, композиции, учатся видеть цветовые и тоновые соотношения [1].
Следующий этап – пленэрные занятия. Данный вид занятий является неотъемлемой частью занятий живописью в детских художественных школах. Дети могут непосредственно наблюдать за природой и учатся делать зарисовки с натуры. Обучающиеся делают эскизы различными материалами, выбирают композиционные решения, определяются основные элементы пейзажа. Зарисовки с натуры помогают обучающимся разобраться в правилах линейной и воздушной перспективы, а именно: объекты, находящиеся ближе – больше и чётче, объекты, находящиеся дальше от наблюдателя – меньше по размеру и менее чёткие. На этом этапе важно научить детей видеть главное, отсеивать лишнее и создавать гармоничное и целостное изображение [3].
Далее обучающиеся учатся работать с цветом, предавать не только светотеневые отношения, но и атмосферу, настроение пейзажа. Важно научить детей чувствовать цвет, понимать его влияние на восприятие картины [11].
Понимания основные технические моменты выполнения пейзажа, обучающиеся могут экспериментировать над техникой исполнения, используя различные материалы и приёмы. Важно научить детей владеть кистью, карандашом, красками, добиваться выразительности и реалистичности изображения. На этом этапе выгодно использование принципа наглядности, использование наглядных пособий, таких как репродукции картин известных художников-пейзажистов (например И. Е. Репин, И. И. Шишкин и др.), фотографии, видеоматериалы. Обучающиеся наглядно могут видеть и анализировать произведения искусства [10].
Сочетание теоретических знаний с практической работой, постоянное выполнение упражнений и заданий, поможет добиться наибольшей эффективности в процессе формирования навыков выполнения пейзажа у обучающихся на занятиях живописью. Создание условий для экспериментов, самовыражения, развития индивидуального стиля, также имеют немаловажную роль [2]. Как писал Я. А. Коменский, учитель должен не только давать знания, но и вдохновлять. Педагогу важно создавать условия для творчества, поддерживать и поощрять учеников, давать конструктивную обратную связь. Также педагогу важно учитывать особенности каждого ученика. Это помогает эффективнее развивать навыки и раскрывает творческий потенциал ребенка [12].
Работа над пейзажем способствует развитию наблюдательности, воображения, памяти, пространственного мышления, чувства цвета и формы. Она учит детей видеть красоту окружающего мира, ценить природу, понимать ее законы [7]. Преподаватель ДХШ играет ключевую роль в формировании навыков выполнения пейзажа. Он должен быть не только квалифицированным художником, но и чутким педагогом, способным вдохновлять, направлять и поддерживать учеников. Преподаватель должен стимулировать интерес к искусству, развивать творческое мышление, формировать эстетический вкус.
Формирование навыков выполнения пейзажа у обучающихся в детских художественных школах – это многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Он включает в себя как теоретическое обучение, так и практические занятия, а также активное взаимодействие между преподавателем и учащимися. Основываясь на трудах известных учёных и педагогов, можно сказать, что успешное обучение живописи должно не только развивать технические навыки, но и формировать у детей эстетическое восприятие, креативное мышление и способность видеть красоту окружающего мира. Это, в свою очередь, будет способствовать их личностному и художественному развитию.
Список использованных источников
- Боброва, Е. В. Академическая живопись / Е. В. Боброва, Т. Ф. Бугаенко – Омск: Омский государственный технический университет, 2019. – 128 с.
- Глебова, С. В. Образ учителя в педагогических работах Л. Н. Толстого и В. А.Сухомлинского / С. В. Глебова, Е. В. Кузьмина – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 75-79.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись : практическое пособие / Ю. М. Кирцер – Москва : Просвещение, 2003. – С. 400.
- Козлов, Д. С. Символика градостроительства города Сызрани в произведениях художника А.А. Леднева / Д. С. Козлов – Конференция «Культурное наследие и современное искусство». – 2011. – Тезисы докладов. – С. 56-63.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. –Москва : издательство «Азбуковник» , 1998 г.
- Рубинштейн, С. Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубенштейн. – Москва, 1981. – 73 с.
- Сеничкина, Е. В. Городской пейзаж. История жанра / Е. В. Сеничкина // Культура. Духовность. Общество. – 2016. №27.
- Чернилевская, О. Н. Духовно-нравственные основы концепции Б.М. Неменского, их роль и место в современном художественном образовании / О. Н. Чернилевская – 2018. – № 2. – С. 574-585.
- Ческидова, И. Б. Возможности занятий по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» в патриотическом воспитании младших школьников / И.Б. Ческидова – Москва: Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр», 2020. – С. 360-364.
- Чиварди, Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. / Д. Чиварди, –Москва : Эксмо, 2002. – С. 64.
- Шевелева, Т. С. Особенности обучения учащихся изображению пейзажа в детских школах искусств / Т. С. Шевелева – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 163-166.
- Юи, Ж. Проблемы преподавания пейзажной живописи и пути их решения / Ж.Юи, А. М. Савинов // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 2. – С. 6-12.