ШАЛАЕВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Руководитель – Карпушина Л. П., доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния игры на музыкальных инструментах, предназначенных для детей, на развитие чувства ритма у младших школьников.
Ключевые слова: игра, детские музыкальные инструменты, чувство ритма, развитие чувства ритма, младшие школьники.
Благодарности: статья опубликована в рамках субсидии из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ.
PLAYING CHILDREN’S MUSICAL INSTRUMENTS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A SENSE OF RHYTHM IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
SHALAEVA EKATERINA PETROVNA
student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev»
Supervisor — Karpushina L. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Music Education, Saransk, Russia, lkarpushina@yandex.ru
Abstract: This article examines the impact of playing musical instruments designed for children on the development of rhythm in primary school children.
Key words: game, children’s, musical, instruments, sense of rhythm, younger, development of a sense of rhythm, schoolchildren.
В настоящее время особое внимание к проблеме развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста обусловлено тем, что именно в этот период происходит интенсивное развитие когнитивных и моторных функций, а также формирование основ музыкального восприятия и эстетического вкуса.
Данная проблема изучалась многими научными деятелями. Исследования особенностей развития чувства ритма у младших школьников проводились различными авторами в области психологии, педагогики и музыкального образования. В частности, можно отметить работы таких ученых, как: Ю. К. Бабанский, Е. И. Ильин, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Б. М.Теплов и др.
И. Н. Мацкевич утверждал, что чувство ритма – это субъективная величина, которая характеризует восприятие временных отношений в музыке, длительностей звуков и пауз, а также способность их воспроизведения [3, с. 72]. Действительно, чувство ритма способствует проявлению эмоционального отклика, с его помощью люди могут достоверно производить музыку. «Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения», – говорил известный российский психолог и педагог Б. М. Теплов [5, с. 197]. Развитие ритма считается одной из трудных проблем в музыкальном воспитании и развитии детей, так как главная задача в развитии чувства ритма – научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях [2, с. 49].
Одним из эффективных средств развития чувства ритма у младших школьников выступает игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах развивает множество важных навыков и качеств у детей, среди которых можно выделить: развитие мелкой моторики, музыкального слуха, креативности, усидчивости, памяти, внимательности, а также эмоционального самовыражения.
Существует множество трактовок понятия «чувство ритма». Если рассматривать ритм с точки зрения философов, то они считают, что ритм представляет собой динамический аспект порядка [5, с. 7]. И. Н. Мацкевич утверждал, что чувство ритма – это субъективная величина, которая характеризует восприятие временных отношений в музыке, длительностей звуков и пауз, а также способность их воспроизведения [3, с. 72]. Действительно, чувство ритма способствует проявлению эмоционального отклика, с его помощью люди могут достоверно производить музыку. «Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения», – говорил известный российский психолог и педагог Б. М. Теплов [5, с. 197].
В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения [1, с. 47].
О. А. Апраксина в исследовании сущности ритма определяет ритм как один из первоисточников, первоэлементов музыки и как особенно важнейший компонент для музыкального искусства. По мысли автора, развитие ритмической стороны музыкального искусства проходило параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов [1, с. 56].
В качестве рабочего определения берем определение Б. М. Теплова, который под чувством ритма понимает способность активно воспринимать музыку (выражать ее через движение) и благодаря этому глубоко ощущать эмоциональную выразительность временного течения музыкального произведения [5, с. 197].
Исходя из определений, мы можем выделить следующие компоненты чувства ритма:
- способность к эмоционально-двигательной реакции;
- способность к воспроизведению равномерного чередование сильных и слабых долей;
- способность к координации движений;
- способность к восприятию ритмических изменений.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игры.
Г. П. Сергеева [4, с. 36] подчеркивает, что игра на детских музыкальных инструментах, как форма учебной музыкальной деятельности в начальной школе, должна рассматриваться как составная часть общего и музыкального развития ребенка. Основные цели применения этого вида музыкальной активности включают в себя: развитие музыкальности у детей и их эмоционального восприятия исполняемых произведений, понимание жанровой принадлежности композиций; улучшение ритмического и тембрового слуха, а также чувства ансамбля; формирование навыков дифференцированного восприятия музыкальной ткани произведения, что подразумевает выделение характерных интонаций (акцентирование мелодических, метроритмических, ладовых, динамических, темповых и тембровых особенностей), элементов формы (фраза, структура, вступление, заключение, разделы частей композиции) и приемов развития; освоение игры на простых инструментах – ритмических, звуковысотных, духовых; изучение основ музыкальной грамоты; а также развитие координации простейших движений во время игры на детских музыкальных инструментах.
Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требований к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с учащимися начальной школы могут быть использованы, естественно, лишь самые простые инструменты.
Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использовании в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школьники приобретают элементарные знания о строении музыкальной формы, принципах развития музыки.
Разнообразие музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные) создает условие для развития чувства ритма. Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно развивать у всех чувство ритма.
Список использованных источников
- Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе / О. А. Апраксина. Институт художественного воспитания. – Москва ; Ленинград : издательство и типография академия педагогических наук РСФСР, 1948 – 148 с. – Текст : непосредственный.
- Гаджиева, М. Г. Развитие музыкально-ритмического чувства у обучающихся 1 класса на уроках музыки средствами репертуара в жанре марша / М. Г. Гаджиева. – Текст : непосредственный // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10. / редколлегия: А. А. Фомин, Т. В. Шевченко – Москва : ООО Электронная наука, 2020. – С. 48–56. – ISBN 2658-4964.
- Мацкевич, И. Н. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Мацкевич, Ю. Н. Сысоева. – Текст : электронный // Вестник магистратуры. – 2017. – С. 72–73. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xsrjvz. – Дата публикации: 07.11.2017.
- Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева – Москва : Академия, 2020 – 136 с. – Текст : непосредственный.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов : Избранные труды в 2-х томах. – Москва : Педагогика, 1985. – 328 с. – Текст : непосредственный.