ТРИФОНОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА
магистрант кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, svetlana.puzhihina@yandex.rи
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
АСАТРЯН ОЛЬГА ФЁДОРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, asatrian_o@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается роль художественно-образовательной среды в процессе музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Анализируются педагогические подходы к созданию такой среды, её влияние на формирование музыкальных вкусов и развитие эстетических чувств у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации художественно-образовательного пространства в школе и вне её стен.
Ключевые слова: художественно-образовательная среда, музыкально-эстетическое воспитание, младшие школьники, художественно-образовательное пространство.
Trifonova Svetlana Andreevna
graduate student, department of Artistic and Musical Education, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
Asatryan Olga Fedorovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor department of Artistic and Musical Education, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR MUSICAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Annotation: The article examines the role of the artistic and educational environment in the process of musical and aesthetic education of primary school students. Pedagogical approaches to the creation of such an environment, its influence on the formation of musical tastes and the development of aesthetic feelings in primary school children are analyzed.
Key words: artistic and educational environment, musical and aesthetic education, primary school students, artistic and educational space.
Particular attention is paid to the practical aspects of organizing the artistic and educational space at school and outside its walls.
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью общего образования и играет важную роль в формировании личности ребёнка. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы, творческих способностей, а также воспитывает чувство прекрасного. Однако для достижения этих целей необходимо создать соответствующую среду, которая будет стимулировать интерес к музыке и способствовать её восприятию и пониманию.
Художественно-образовательная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих возможность творческого самовыражения и эстетического восприятия музыки. Она включает в себя различные элементы: музыкальные инструменты, аудиозаписи, нотные издания, наглядные пособия, а также пространство для занятий музыкой и прослушивания музыкальных произведений. Важно отметить, что такая среда должна быть доступна каждому ребёнку независимо от его индивидуальных особенностей и возможностей.
Создание художественно-образовательной среды начинается с определения её основных компонентов. Одним из ключевых элементов является музыкальный материал, который должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Это могут быть народные песни, классические произведения, современные композиции. Важно, чтобы дети имели возможность слушать музыку разных жанров и стилей, что позволит им расширить свой музыкальный кругозор.
Не менее важным элементом является организация пространства для занятий музыкой. Классная комната должна быть оборудована таким образом, чтобы каждый ученик мог свободно двигаться, петь и играть на музыкальных инструментах. Необходимо также предусмотреть наличие удобных мест для прослушивания музыки, где дети могли бы сосредоточиться и погрузиться в мир звуков.
Педагогический подход к созданию художественно-образовательной среды должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Важно предоставить детям возможность выбора музыкального материала, инструментов и форм деятельности. Это поможет развить их творческие способности и укрепить интерес к музыке.
Создание художественно-образовательной среды является необходимым условием для успешного музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Такая среда способствует формированию музыкальных вкусов, развивает эстетические чувства и стимулирует творческое самовыражение. Важно, чтобы педагоги уделяли должное внимание организации этого пространства и обеспечивали доступ к нему всех учеников.
Список использованных источников
- Бодина, Е. А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников / К. С. Добринова, Е.А. Бодина. – Текст: непосредственный // Просвещение. – 2013. – С. 47–53.
 - Кулиева, Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства / Е. А. Кулиева, И. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 47. – С. 363–365.
 - Моисеева, А. Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства / А. Н. Моисеева, Т. А. Мамкина. – Текст: непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9. – № 3. – С. 96–102.
 - Удалова,Р. И. Технология формирования основ музыкального вкуса младших школьников в условиях введения ФГОС / Р. И. Удалова. – Текст: непосредственный // КиберЛенинка. – 2023. – Т. 2. – № 1. – С. 159–163.