УДК 378(045)
ББК 74.58
БОРМАЧЕНКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
магистрант 1 курса факультета педагогического и художественного образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, nikolaeva.katrin091286@yandex.ru
Руководитель – Карпушина Л. П., д.п.н., профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: в данной статье раскрываются педагогические условия формирования готовности к музыкально-театрализованной деятельности дошкольников в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогические условия, музыкально-театрализованная деятельность, театр, музыка, воспитательный процесс.
BORMACHENKOVA EKATERINA ALEKSEEVNA
1st year master’s student of the Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, nikolaeva.katrin091286@yandex.ru
FORMATION OF READINESS FOR MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES IN PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract: this article reveals the pedagogical conditions of formation of readiness for musical and theatrical activities of preschoolers in the conditions of additional education.
Keywords: pedagogical conditions, musical and theatrical activities, theater, music, educational process.
У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности. Но именно в детстве каждый из нас ищет возможности реализовать свой потенциал через творчество. Будь то в изобразительном искусстве, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театрализованной деятельности. Музыкально – театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности. Она осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки [4].
В России уделяется большое внимание художественно-эстетическому воспитанию и образованию детей и подростков. На это направлена деятельность сети различных учреждений дополнительного образования – школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий, и т.п.
Музыкально-театрализованная деятельность – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Ее рассматривали в работах как зарубежные, так и отечественные педагоги – музыканты прошлого Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлунина, Б. Л. Яровский, К. Орф и др.; и современности – Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, З. А. Гаврилова, О. П. Радынова и другие. Также эту проблему рассматривали педагоги и психологи – Т. С. Григорьева, Н. Ф. Сорокина, А. В. Уханова, А. В. Щеткин и др.
На сегодняшний день занятия театральной деятельностью продолжают оставаться востребованными современным подрастающим поколением, потому что они раскрывают и развивают свои таланты, учат преодолевать внутреннее стеснение. В детском театре актер и зритель находятся на равных. Театр превращает детей в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера [1].
Соприкосновение детей с театром является полным следующего важного высказывания Л. Н. Толстого об искусстве, которое «есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» [3].
В условиях реализации ФОП ДО театральная деятельность остается актуальной, по причине чего в детских садах создаются оптимальные условия для ее развития. Отметим, что в систему организованного обучения она не включена, но ее применение актуально при подготовке к праздникам, а также в условиях реализации дополнительного образования.
В соответствии с ФОП ДО в содержание образовательного процесса включены следующие задачи:
— изучить различные виды театрального искусства, среди них: ознакомление с кукольным театром, балетом, оперой и др. Для решения этой задачи приемлемо демонстрировать дошкольникам видеосюжеты постановок, иллюстрированный материал по темам, совершать виртуальные экскурсии;
— познакомить дошкольников с театральной терминологией, помочь им узнать суть таких понятий, как: акт, театральное ложе, антракт, кулисы и др.;
— повышать интерес к сценическому искусству. Решение этой задачи осуществимо через привлечение детей к участию в театральных постановках разного формата;
— содействовать формированию навыков оперирования с воображаемыми предметами и предметами – заместителями, одновременно развивая фантазию;
— поддерживать творческую инициативу каждого ребёнка. При этом к окончанию периода дошкольного детства дети должны овладеть умением распределять роли между собой, знать о функционале театральных профессий: режиссера, сценариста, актеров;
— содействовать развитию социально-значимых личностных качеств, коммуникативных компетенций, партнерских взаимоотношений.
Кроме того, учитывая рекомендации ФОП по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, целесообразно приобщать их к театрализациям, организованным в ДОО (изготовление костюмов, на празднике роль персонажей) [2].
Музыкально-театрализованная деятельность важна в развитии и воспитании детей дошкольного возраста по следующим причинам:
- Во-первых, именно театрализованные формы занятий способствуют развитию воображения, фантазии и эмоциональной отзывчивости у детей. Дети начинают лучше понимать музыку через движение, мимику, жестикуляцию, игру голосом, что помогает формировать эстетический вкус и художественный кругозор.
- Во-вторых, участие ребёнка в музыкальных спектаклях стимулирует развитие памяти, внимания, дисциплинированности и ответственности перед коллективом. Театр учит общаться друг с другом, слышать партнёра и совместно создавать творческое произведение.
- Кроме того, театрализация музыки позволяет интегрировать разные дисциплины – вокал, танец, актерское мастерство, литературу, живопись, расширяя спектр восприятия искусства детьми [5].
Таким образом, включение музыкально-театральных элементов в процесс обучения должно стать важным элементом педагогической практики. Для реализации такого подхода необходимы специально подготовленные программы, методики и репертуары, ориентированные на возрастные особенности дошкольников. Театр, взаимодействуя с музыкой, становится мощным инструментом развития творческого потенциала ребёнка. Поэтому дальнейшее изучение возможностей музыкально-театрального направления и внедрение соответствующих методик позволят значительно повысить качество начального музыкального образования детей, раскрывая новые горизонты для формирования всесторонне развитых музыкантов будущего поколения.
Список используемых источников
- Бабурян, А. И. Влияние концертной деятельности на музыкальное развитие детей / А. И. Бабурян // Дополнительное образование и воспитание. – 2012 – № 3 – С. 31–35. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Знание, 1981. – 96 с.
- Бахтин, Н. Н. Театр и его роль в воспитании / Н. Н. Бахтин // На помощь семье и школе. – М. : Польза, 1991. – 240 с.
- Картамышева, А. И. Музыкально-театральная средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста / А. И. Картамышева. – Минск : МГИ, 2008. – 67 с.