ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

УДК 37.0(045)

ББК 74.202.68

Ч-52

Четайкина Дарья Юрьевна

студентка факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, darri2021@mail.ru

Руководитель – Козлова Тамара Алексеевна, доцент, кандидат исторических наук

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

 Аннотация: в статье рассматривается педагогический аспект формирования навыков дизайна интерьера средствами компьютерной графики. Отмечается, что целенаправленное обучение дизайну интерьера с использованием компьютерной графики позволяет сформировать целый комплекс специализированных и общепрофессиональных навыков, трансформируя теоретические знания в практические умения. Использование современных технологий делает процесс обучения более наглядным и эффективным, помогает развивать как творческие, так и практические навыки

Ключевые слова: дизайн, дизайн интерьера, компьютерная графика, навыки, цифровые технологии.

PEDAGOGICAL ASPECT OF DEVELOPING INTERIOR DESIGN SKILLS USING COMPUTER GRAPHICS

 Chetaikina Darya Yurievna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education  Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, darri2021@mail.ru

Supervisor – Tamara Alekseevna Kozlova, Associate Professor, Candidate of Historical Sciences

 Abstract: the article describes what design is, examines one of the existing areas of design, namely interior design, and the impact of computer graphics on the process of developing and improving interior design skills among future and practicing professionals.

Keywords: design, interior design, computer graphics, skill development, programs, interior visualization, educational process, and digital technologies in design.

 

В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает дизайн. Дизайн – это гораздо больше, чем просто создание чего-то красивого. Это продуманный и внимательный процесс созидания, который стремится сделать мир вокруг нас лучше, удобнее и понятнее. Он является тем невидимым архитектором, который строит мосты между нашими идеями и реальностью, между технологиями и человеческими потребностями. Дизайн стал тем волшебным ключом, который делает эти сложные технологии дружелюбными, интуитивно понятными и доступными каждому. Именно он решает, будет ли новое приложение радовать и помогать, или же вызовет лишь раздражение. В этом мире перегруженности информацией, хороший дизайн – это не просто «красиво», а жизненно необходимо, чтобы мы не заблудились в цифровом лабиринте.

Истоки дизайна уходят корнями в глубокую древность, когда человек впервые начал осознанно формировать окружающую среду, создавая орудия труда, жилища и предметы быта. Каменные топоры, глиняная посуда, наскальные рисунки – всё это было результатом примитивного, но целенаправленного дизайна, продиктованного необходимостью и стремлением к красоте. Однако, как самостоятельная дисциплина и профессиональная деятельность, дизайн начал формироваться в XIX-XX веках, в ответ на вызовы индустриальной революции. Массовое производство привело к появлению огромного количества товаров, часто лишенных эстетики и качества. Это вызвало потребность в людях, способных придать промышленным изделиям не только функциональность, но и привлекательный внешний вид, сделать их удобными и доступными.

«Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом» [13].

Особое место в этой обширной палитре занимает дизайн интерьера — это искусство и наука улучшения внутреннего пространства здания для достижения более здоровой и эстетически приятной среды для людей, использующих это пространство. Это не просто выбор мебели или цвета стен; это комплексный подход к организации пространства, который включает в себя планировку, освещение, акустику, подбор материалов, мебели и декора, а также создание определенной атмосферы и функциональности. Цель дизайна интерьера – сделать пространство не только красивым, но и максимально удобным, безопасным и отражающим индивидуальность его обитателей или назначение помещения. Хороший интерьер способен влиять на настроение, продуктивность и общее самочувствие человека [7].

В области дизайна интерьера и архитектуры работали многие дизайнеры, среди них: (Эйлин Грей [12], Фрэнк Ллойд Райт [12], Кирилл Истомин) [8], Ирина Глик [9], Олег Клодт и Анна Агапова [11].

Цифровая революция кардинально изменила мир дизайна, а также коснулась и такого направления как дизайн интерьера. Если раньше дизайнеры полагались на традиционные инструменты вроде карандаша и макетов, то сегодня компьютерная графика стала неотъемлемой частью рабочего процесса. Она не просто помогает, а является мощным средством для проектирования, визуализации, анализа и общения, значительно расширяя творческие горизонты и улучшая результаты работы.  пространстве.

Проблема дизайна интерьера средствами компьютерной графики заключается в необходимости эффективно преодолевать ограничения традиционных методов проектирования, чтобы улучшить визуализацию, коммуникацию, точность и иммерсивность для заказчика и дизайнера. Главная проблема дизайна интерьера, которую успешно решает компьютерная графика (КГ), заключается в преодолении разрыва между абстрактным замыслом дизайнера и его конкретным, реалистичным восприятием клиентом. Традиционные методы (эскизы, чертежи, мудборды) часто не позволяют заказчику в полной мере представить будущий объем, освещение, сочетание материалов и цветов, что ведет к недопониманиям, долгим согласованиям и дорогостоящим изменениям на этапе реализации. Компьютерная графика трансформирует идеи в фотореалистичные изображения, 3D-модели и виртуальные туры, делая дизайн осязаемым еще до начала работ[14]. Дональд П. Гринберг (Donald P. Greenberg), профессор Корнеллского университета, пионер в области компьютерной графики и реалистичного рендеринга. Его исследования в 1970-80-х годах легли в основу физически корректной визуализации света и материалов, что критически важно для фотореалистичных изображений интерьеров. Он показал, как КГ может быть использована для точного моделирования освещения и теней, что является ключевым элементом в дизайне интерьера. [15].

Компьютерная графика позволяет реализовать идеи, которые трудно или невозможно воплотить в традиционных чертежах. Она дает возможность экспериментировать с формами, цветами и пространственными решениями. Использование графических программ улучшает понимание студентов о пространственных концепциях и пропорциях, что является критически важным в дизайне интерьеров.

Раньше дизайнеры рисовали всё на бумаге, вручную. Это было долго и не всегда понятно. В «цифровом мире» программы позволяют:

1 Увидеть всё заранее.

  1. Поэкспериментировать без затрат.
  2. Избежать ошибок. Компьютерные программы позволяют очень точно рассчитать размеры, расстояние между предметами.
  3. Работать быстрее и точнее.

Для эффективного освоения дизайна интерьера средствами компьютерной графики обучающиеся должны обладать определенной базой знаний и умений, навыков, это будет фундаментом для дальнейшего развития и позволит более глубоко и осмысленно использовать инструментарий компьютерной графики.

Основы дизайна и творчества:

  1. Сюда входят фундаментальные принципы, формирующие визуальное мышление и эстетическое восприятие. Обучающийся должен иметь представление о том, как работают элементы композиции (точка, линия, плоскость, объем), как они создают ритм, баланс, пропорции. Важно понимание теории цвета – его психологии, гармонии, контраста, а также умение видеть пространство, представлять его в трех измерениях и быстро фиксировать идеи через скетчинг или простые наброски [1].
  2. Техническая грамотность: Наличие базовых навыков работы с персональным компьютером является обязательным. Это включает уверенное пользование операционной системой, умение работать с файлами и папками, использовать текстовые и табличные редакторы. Общее понимание принципов работы графических программ – например, концепции слоев, инструментов выделения, базовых трансформаций – значительно облегчит освоение специализированного [2].
  3. Основы интерьерного дизайна (концептуальные): Прежде, чем визуализировать, нужно понимать, что визуализируем. Это включает понимание функционального назначения различных помещений, базовых принципов эргономики (как человек взаимодействует с пространством и предметами), а также знакомство с основными историческими и современными стилями интерьера, их характерными чертами и элементами [3].

Целенаправленное обучение дизайну интерьера с использованием компьютерной графики позволяет сформировать целый комплекс специализированных и общепрофессиональных навыков, трансформируя теоретические знания в практические умения. Навык – это доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи [10].

Обучение компьютерной графике способствует развитию широкого спектра ценных навыков:

  1. В процессе обучения студенты осваивают специализированное программное обеспечение. Это включает создание точных двухмерных чертежей (планы, разрезы) в программах CAD, трехмерное моделирование пространства и объектов (мебель, декор) с возможностью создания авторских элементов. Также формируются навыки пост-обработки в графических редакторах для финализации изображений и создания интерактивных презентаций (360° панорамы, VR-туры) [4].
  2. Углубленные навыки интерьерного дизайна (усиленные CG): Компьютерная графика становится не просто инструментом, а средством для глубокого понимания и реализации дизайнерских задач. Формируются навыки детального пространственного планирования, где каждый элемент помещения продумывается с учетом функциональности и эстетики. Студенты учатся профессионально работать со светом, цветом и материалами, мгновенно визуализируя их взаимодействие. Развивается способность к визуализации сложных дизайнерских концепций, а также к эргономическому тестированию решений и созданию полного пакета технической документации (чертежи, спецификации) для воплощения проекта. CG позволяет быстро тестировать гипотезы и оперативно вносить изменения [5].
  3. Методологические и общие навыки: Обучение с использованием компьютерной графики развивает целый ряд общепрофессиональных компетенций. Это включает проектное мышление, где студенты учатся планировать работу от идеи до презентации, эффективно управлять временем и ресурсами. Критическое мышление усиливается за счет возможности быстро оценивать различные варианты дизайна. Коммуникационные навыки значительно улучшаются благодаря созданию высококачественных визуализаций, которые служат мощным инструментом для представления идей заказчику или коллегам. Также формируется внимание к деталям и аккуратность, необходимые как в моделировании, так и в финальной презентации [6].

В совокупности, формирование навыков дизайна интерьера средствами компьютерной графики позволяет обучающимся стать всесторонне развитыми специалистами, способными не только генерировать креативные идеи, но и профессионально, точно и эффективно воплощать их в жизнь, используя самые современные инструменты.

Формирование навыков дизайна интерьера средствами компьютерной графики у обучающихся открывает перед будущими дизайнерами огромные возможности. Использование современных технологий делает процесс обучения более наглядным и эффективным, помогает развивать как творческие, так и практические навыки. Важно, чтобы учебные заведения внедряли эти методы и ресурсы в свою образовательную практику, подготовив студентов к требованиям современного рынка труда в сфере дизайна интерьеров [7].

 

Список использованных источников

 

  1. Браун, Т. Дизайн-мышление: От создания новых идей до их воплощения / Т. Браун. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – Текст : непосредственный.
  2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – С.156-157.
  3. Олег Клодт Архитектура & Дизайн[Электронный ресурс] : [официальный сайт]. – URL:https://olegklodt.com/ru/ (дата обращения:25.04.2024).
  4. Иванков, В. А. Природа в творчестве Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 140. – С. 191-197. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-v-tvorchestve-frenka-lloyda-rayta (дата обращения: 25.04.2024).
  5. Руденко, Т. Ю. Понятие графического дизайна / Т. Ю. Руденко. – Текст : электронный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2011. – № 22. – С. 154-155. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-graficheskiy-dizayn (дата обращения: 25.04.2024).
  6. Шнейдерман, Б. Designing the User Interface: Strategies for Effective Human-Computer Interaction. – Upper Saddle River, NJ : Pearson Education, 2010.
  7. Гринберг, Д. П. The Computer Image: Applications of Computer Graphics. – Reading, Mass. : Addison-Wesley, 1989.
  8. Вартанян, В. А. История и теория дизайна / В. А. Вартанян. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – Текст : непосредственный.
  9. Иттен, И. Искусство цвета /И. Иттен. – Москва : Издатель АРТ, 2000. – 96 с. – Текст : непосредственный.
  10. Кесонов, В. И. Цифровая грамотность как основа профессиональной компетентности специалиста / В. И. Кесонов. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 3. – С. 45–52.
  11. Куин, М. Проектирование интерьера : полное руководство по разработке и реализации проекта / М. Куин, С. Дэвис. – Москва : Арт-Родник, 2017. – Текст : непосредственный.
  12. Кухта, М.С. История дизайна : учебное пособие / М. С. Кухта. – Москва : Издательство Профобразование, 2019. – 100 с. – Текст : непосредственный.
  13. Плющенко, И. И. Компьютерная графика в дизайне интерьера : практическое руководство по работе с основным ПО для интерьерной визуализации / И. И. Плющенко. –Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2019. – 352 с. – Текст : непосредственный.
  14. Иванков, В. А. Природа в творчестве Фрэнка Ллойда Райта / В. А. Иванков. – Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 140. – С. 191-197. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-v-tvorchestve-frenka-lloyda-rayta (дата обращения: 25.04.2024).
  15. Истомин Кирилл [Электронный ресурс] //Архитектурный Вестник. – URL:https://www.archrevue.ru/profilearchitect/1315.html (дата обращения:25.04.2024).

Добавить комментарий