УДК 76
ББК 85.15
Р15
Радынова Виктория Алексеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, vika.radynova@mail.ru
Руководитель – Козлова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: В статье рассматривается пейзаж как эффективное средство формирования навыков работы с графическими материалами у обучающихся детских художественных школ. Раскрываются структурные компоненты навыков работы с графическими материалами. Предлагается система практических упражнений, направленных на последовательное освоение технических приемов графики в рамках работы над пейзажем, что способствует комплексному профессиональному становлению обучающихся.
Ключевые слова: пейзаж, графический материал, навыки, обучающиеся
Radynova Victoria Alekseevna
is a student of the Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, vika.radynova@mail.ru
Supervisor – Kozlova T. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education Mordovian State Pedagogical University М. E. Evseviev , Saransk, Russia
LANDSCAPE AS A MEANS OF SHAPING SKILLS OF WORKING WITH GRAPHIC MATERIALS STUDENTS OF THE SCHOOL OF ECONOMICS
Abstract: The article examines landscape as an effective means of developing skills in working with graphic materials among students of children’s art schools. The structural components of skills in working with graphic materials are revealed. A system of practical exercises is proposed, aimed at the consistent development of graphic techniques within the framework of working on landscape, which contributes to the comprehensive professional development of students.
Keywords: landscape, graphic materials, skill.
В настоящее время большое внимание уделяется приобщение детей к искусству, которое влияет на формирование гармоничной, творческой и эмоционально развитой личности. Важное значение в этом вопросе имеет жанр пейзаж, обращение к которому позволяет эффективно развивать как навыки работы красками, так и графическими материалами. Особенно эффективен в этом отношении пейзаж, выполненный графическими материалами, поскольку он обладает рядом преимуществ: делает акцент на линии, форме, контрасте и растушевке, позволяя быстро зафиксировать впечатление.
Согласно определению Ф. Давыдова, пейзаж (от франц. «paysage» – природа) – это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа [6].
Пейзаж в графике писали такие известные художники, как А. К. Cаврасов, И. Я. Билибин, А. A. Пластов, Д. А. Шмарин, А. Ф. Пахомов и другие. Их работы являются ценным источником для изучения художественного видения и применения различных техник работы графическими материалами.
Обращение к жанру пейзаж позволяет эффективно сочетать изучение технических приемов работы с графическими материалами, развитие художественного видения и формирование способности к тональному анализу натуры.
Для создания пейзажа необходимы навыки. Из толкового словаря Т. Ф. Ефремовой известно, что навык – это действие, доведенное до автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствие поэлементного сознания и контроля; автоматизированное умение, приобретенное упражнениями или опытом [7]. Одними из таких навыков являются навыки работы с графическими материалами.
Проблемой формирования навыков работы графическими материалами занимались: А. А. Почежерцев, А. А. Унковский, Г. Б. Смирнов, Ю. М. Кирцер и другие.
Формирование навыков работы с графическими материалами – это процесс, направленный на освоение способов действия в художественной деятельности для решения графических задач с помощью различных графических материалов (карандаши, уголь, сангина, пастель, соус, восковые мелки, тушь, чернила, сепия.)
Навыки работы с графическими материалами составляет основу профессионального становления юного художника. Как справедливо отмечает Ю. М. Кирцер, «работа с графическими материалами является неотъемлемой частью рисунка» [9]. Из учебника Т. В. Ильиной известно, что «графика» – это вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен [8].
Структурными компонентами навыков работы с графическими материалами являются: мотивационный компонент (желание изучать графические материалы, желание рисовать графическими материалами); знаниевый компонент (знание видов графических материалов, знание свойств графических материалов, знание техник работы с графическими материалами); деятельностный компонент (навык использования линии и пятна, навык использования различных видов штриховки, навык передачи тоновых отношений). Жанр пейзажа является отличным средством для комплексного формирования всех этих компонентов, что находит подтверждение в методических рекомендациях ведущих педагогов. Например, Н. Н. Ростовцев считает, что композиционное решение пейзажа следует начинать с небольших подготовительных набросков. В этих набросках рисовальщик должен сосредоточить внимание на главном, выделяя основную идею композиции, не прорисовывая пока отдельных деталей. Немаловажным в рисовании пейзажа является воздушная перспектива. Как справедливо отмечал Н. Н. Ростовцев, по мере удаления от зрителя четкость предметов, сила тоновых отношений, контрастов (разница между светом и тенью на поверхности), тональная интенсивность (насыщенность, яркость света), будут ослабевать [11].
А. О. Барщ считал, что в процессе обучения рисунку пейзажа так же, как и в процессе общего профессионального обучения, применяется метод постепенного усложнения заданий. Если в начале обучения задача учащегося ограничивается только точным изображением натуры, то в четвертом классе ученик уже должен стараться передать состояние природы, характер погоды, времени года, должен уметь отразить в пейзаже черты трудовой деятельности человека (индустриальный пейзаж, пейзаж с новостройкой, с транспортом и т. п.). Одновременно необходимо знакомить учащихся с принципами изображения отдельных деревьев, домов и архитектурных деталей, земли, воды, неба, первых и дальних планов и проводить с ними более подробные зарисовки и наброски с отдельных элементов пейзажа, и его деталей [1].
Для того, чтобы развить навыки работы с графическими материалами, важно научить учащихся ведению работы от общего к частному: от композиционных эскизов и линейного построения к тональной проработке и обобщению [10].
Важным является владение различными видами штриховки для передачи фактуры («стекло, дерево, камень, вода, ткань, листва» [13, с. 134] и светотени [2]; использование линии и пятна для создания выразительного изображения («Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи») [10]; умение переключать внимание «от целого к деталям и от деталей к целому» [9, с. 80], что составляет основу профессионального мышления.
Для формирования навыков работы с графическими материалами отлично подходят упражнения из книги В. Г. Беды «Основы изобразительной грамоты»: обучающимся предлагается выполнить несколько рисунков пейзажа с разными элементами: пенек, дерево, группа камней, листья и стебли дикого щавеля или лопуха. Во втором задании необходимо нарисовать дом с деревом, дорогу с телеграфными столбами. И в завершении обучающиеся выполняют многоплановый пейзаж с тоновой проработкой неба, земли, воды и т. д. Эти упражнения помогают научиться правильно накладывать штрихи, применять различные виды штриха для передачи фактуры элементов, передавать тональные отношения, что позволяет добиться максимальной реалистичности рисунка.
Проведенный анализ позволяет заключить, что системная работа над пейзажем является высокоэффективным средством комплексного формирования навыков работы с графическими материалами у обучающихся ДХШ. Интеграция мотивационного, знаниевого и деятельностного компонентов в учебный процесс позволяет не только достигать технического мастерства, но и развивать художественный вкус и формировать у обучающегося глубокое понимание искусства, где техника служит выражению идеи, а знание подкрепляется практикой. Предложенные упражнения предоставляют возможность системно развивать навыки от простого к сложному, а также осваивать техники через их практическое применение.
Список использованных источников
- Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе : учебник / А. О. Барщ. – Москва : Акад. художеств СССР. – 1963. – 299 c – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005959537?ysclid=mh7jhz68wf59949655 (дата обращения: 10.09.2025). – Текст : электронный.
- Бакиева, О. А. Методика преподавания изобразительного искусства : учебное пособие / О. А. Бакиева. – Тюмень : Издательство Тюменского гос. ун-та, 2012. – 199 с. – URL: https://search. rsl.ru/ru/record / 01006548262? Ysclid = mh7k3euamk502294955 (дата обращения: 10.09.2025). – ISBN 978-5-400-00717-0. – Текст : электронный.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты : учебно-методическое пособие / Г. В. Беда. – Москва : Просвещение, 1989. – 137 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001491666?ysclid=mh7kho8rhb425093239 (дата обращения: 13.09.2025). – Текст : электронный.
- Беда, Г. В. Живопись : учебник для педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд» / Г. В. Беда. – Москва : Просвещение, 1986. – 190 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001330421?ysclid=mh7kv087ww551701247 (дата обращения: 23.09.2025) . – Текст: электронный
- Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа : учебное пособие / Н. П. Бесчастнов. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 301 c. – URL:https://search.rsl.ru/ru/ record/01003395395? ysclid=mh7lgtjhr8594185921 (дата обращения: 20.10.2025) . – ISBN 978-5-691-01431-4. –Текст : электронный.
- Давыдов-Федоров, А. A. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века : учебник / Давыдов-Федоров А. А. – Москва: Искусство, 1953. – 581 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003038698?ysclid=mh7lpi8hfg488541202 (дата обращения: 05.10.2025). – Текст : электронный.
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка / под редакцией Т. Ф. Ефремовой. – Москва : Рус. Яз.; Библиотека словарей русского языка, 2000. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000654775/ (дата обращения: 09.01.2025). – Текст : электронный.
- Ильина, Т. В. Изобразительное искусство. От техники к образу: учебное пособие / Т. В. Ильина. – Санкт-Петербург: МКЦ, 2006. – 278 с. – URL https://search.rsl.ru/ru/record/01004262495?ysclid=mh7m394c9y540829662 (дата обращения: 12.10.2025). – ISBN 5-9900290-2-0. – Текст: электронный.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись: учебное пособие / Ю. М. Кирцер. – Москва : Высш. шк., 2003. – 270 с. – ISBN 5-06-003719-3 : 3000. –Текст: непосредственный.
- Почежерцев, А. А. Методика обучения выполнения пейзажа в развитии графических навыков обучающихся: статья в журнале – научная статья / А. А. Почежерцев. – Текст : электронный // Тюменский государственный институт, 2024. – c 231-237. – URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 32383624&ysclid=mh7mkgkmjj872766510 (дата обращения: 13.10.2025) ). – Дата публикации 14.02.2018.
- Ростовцев Н. Н. Теоретические вопросы развития творческих способностей / Н. Н. Ростовцев. – Москва : Просвещение, 1987. – 214 с. – Текст: непосредственный.
- Смирнов, Г. Б. Рисунок и живопись пейзажа : учебное пособие / Г. Б. Смирнов, А. А. Унковский. – Москва : Просвещение, 1965. – 55 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008437993?ysclid=mh7mzfk4vs330593754 (дата обращения 18.10.2025). – Текст : электронный
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 2004. –78 с. – URL: https: // rusneb .ru/catalog/000199_000009_002573638/ (дата обращения: 09.01.2025). – ISBN 5-86866-070-6. – Текст : электронный.