Курзакова Дарья Александровна
студентка факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, kurzakova16022006@mail.ru
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: В материалах статьи представлен теоретический обзор литературы по проблеме музыкального развития детей дошкольного возраста, рассматриваются подходы, связанные с формированием музыкальности ребенка в условиях цифровизации и изменения культурных парадигм.
Ключевые слова: музыка, музыкальность, дошкольный возраст, педагогическое исследование.
The рroblem of musical development of preschool children in psychological and pedagogical research
Kurzakova Daria Aleksandrovna
Annotation: The article presents a theoretical review of the literature on the problem of musical development of preschool children, discusses approaches related to the formation of the child’s musicality in the context of digitalization and changing cultural paradigms.
Key words: music, musicality, preschool age, pedagogical research.
Музыкальное развитие ребенка-дошкольника является неотъемлемой частью становления его целостной личности, мощным катализатором эмоциональной, интеллектуальной и социальной сфер. Однако в современной теории и практике дошкольного образования существует ряд устойчивых проблем, которые становятся предметом пристального внимания психологов и педагогов. Данная статья направлена на систематизацию и анализ этих проблем сквозь призму исторического и современного научного знания.
Проблема музыкального развития долгое время сводилась к вопросу о наличии или отсутствии врожденных способностей. Кардинальный переворот в этой области совершили труды Б. М. Теплова. В своей работе «Психология музыкальных способностей» (1947) он доказал, что музыкальность является не единым талантом, а комплексом специфических способностей, главными из которых являются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Теплов утверждал, что «не бывает абсолютно немузыкальных людей», а основная задача педагога – развить имеющиеся у каждого ребенка задатки.
Этот подход положил начало целому направлению исследований, в рамках которого (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, О. П. Радынова) была разработана система диагностики и развития музыкальных способностей у дошкольников. Однако здесь возникает первая ключевая проблема: на практике часто происходит подмена целостного музыкального развития узконаправленным обучением пению или игре на инструменте, что не учитывает многокомпонентную структуру музыкальности.
Система дошкольного образования в России традиционно ориентирована на групповые формы работы (музыкальные занятия). Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина подчеркивали важность ведущей деятельности – игры – для дошкольника. В музыкальной педагогике это реализуется через игровые методики.
Однако противоречие между массовостью и индивидуальным подходом заключается в сложности осуществления индивидуального подхода в условиях группы. Дети с разным уровнем музыкальных способностей, темпераментом и эмоциональной отзывчивостью оказываются в единых рамках программы. Психолого-педагогические исследования (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская) указывают на необходимость создания вариативной образовательной среды, где бы находилось место как коллективному музицированию, так и индивидуальным творческим проявлениям.
Классические исследования Н. А. Ветлугиной выделяют основные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах) и творчество.
Проблема интеграции музыкальной деятельности в целостный образовательный процесс заключается в частом искусственном разделении. Современные исследования доказывают, что наиболее эффективно музыкальное развитие происходит в условиях интеграции. Музыка должна не быть «уроком», а естественно вплетаться в другие виды деятельности: игру, изобразительное творчество, театрализацию, чтение литературы. Психологи (Л. С. Выготский) отмечали, что творчество ребенка синкретично по своей природе, и искусственное его дробление тормозит развитие.
Современные психолого-педагогические исследования (Е. В. Валькова, С. П. Пучков) фиксируют новый пласт проблем, связанных с изменением культурного контекста:
Пассивное потребление музыки: Дети окружены музыкальным фоном (мультфильмы, реклама, гаджеты), но часто это фон неосознаваемый и не переживаемый глубоко. Исчезает культура активного, вдумчивого слушания.
Клиповое сознание: преобладание коротких, ярких музыкальных фрагментов затрудняет восприятие крупной формы, развитие музыкального мышления и способности следить за развитием музыкального образа.
Подмена акустического звучания электронным: многие дети не имеют опыта живого звучания голоса или акустических инструментов, что обедняет их сенсорный опыт.
Фундаментальной остается проблема профессиональной компетентности педагогов. Музыкальный руководитель в детском саду должен быть не просто музыкантом, но и психологом, понимающим возрастные особенности детей. Отсутствие у части воспитателей и даже музыкальных руководителей глубоких знаний в области детской психологии и современных педагогических технологий приводит к использованию устаревших, авторитарных методов, которые гасят интерес ребенка к музыке.
Проблема музыкального развития детей дошкольного возраста, будучи многогранной, остается актуальной на всех этапах развития психолого-педагогической науки. От узкого понимания музыкальности как набора способностей научная мысль пришла к признанию ее как комплексного феномена, влияющего на личность в целом.
Пути решения лежат в нескольких плоскостях: необходим синтез достижений классической школы (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина) с современными интегративными и личностно-ориентированными подходами, создание гибкой, вариативной музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении, сочетающей групповые и индивидуальные формы работы, грамотное использование цифровых ресурсов не как замену, а как дополнение к живому музицированию и акустическому восприятию, повышение профессиональной компетенции специалистов, работающих с детьми.
Только комплексный подход, учитывающий все аспекты этой проблемы, позволит сделать музыкальное развитие дошкольника подлинным источником радости, творчества и гармоничного становления его личности.
Список использованных источников
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Проф. Б. М. Теплов. Ин-т психологии. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1968. – 415 с.
- Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. – Москва : Юрайт, 2025. – 293 с.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Академия, 2005. – 320 с.
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – Москва : Педагогика, 1988. – 174 с.