УДК 378(045)
ББК 74.58
ГЛУШЕНКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
магистрант 1 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, mirabellamaria600@gmail.com
Руководитель – Карпушина Л. П., д.п.н., профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Статья выполнена в рамках субсидии из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение с Минобрнауки России Nº 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация. В последнее время педагоги сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие интереса у детей старшего дошкольного возраста не только к музыке общей культуры, но и музыке своего родного края – Мордовии. Автор отмечает, что актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью педагогических условий формирования интереса у дошкольников к музыке композиторов Мордовии в дополнительном образовании как неотъемлемой части.
Ключевые слова: педагогические условия, интерес, музыка композиторов Мордовии, формирование интереса.
GLUSHENKOVA MARIA SERGEEVNA, 1st year master’s student, Department of Art and Music Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, mirabellamaria600@gmail.com
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING INTEREST IN THE MUSIC OF MORDOVIA’S COMPOSERS IN ADDITIONAL EDUCATION.
Abstract: Recently, teachers have been facing a problem of children of senior preschool age not only showing no interest in the music of general culture, but also in the music of their native land, Mordovia. The author notes that the relevance of this problem is due to the need for pedagogical conditions to form the interest of preschoolers in the music of Mordovian composers in additional education as an integral part.
Keywords: pedagogical conditions, interest, music of Mordovian composers, formation of interest.
В настоящее время проблема формирования интереса детей имеет большое значение и актуальность [2]. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми, а также обращения внимания на то, в каких педагогических условиях лучше всего будет реализовать все поставленные цели и задачи. Большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Педагогические условия формирования интереса имеют важную роль в любой деятельности дошкольника, благодаря которым осуществляется приобретение знаний. Важность данного исследования обусловлена необходимостью педагогических условий формирования интереса у дошкольников к музыке композиторов Мордовии в дополнительном образовании как неотъемлемой части в духовно-нравственном росте и формировании личности ребенка, любящего как большую Родину, так и малую. Педагогический условия являются неотъемлемой частью, стимулирующей потребность, любовь к музыке композиторов Мордовии. Заряженный интерес, благодаря педагогическим условиям, является системным, структурным процессом, направленным на чувства любви к Родине, своему народу, культуре.
Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли такие авторы как Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. А. Корф, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина.
Музыка играет важную роль в развитии личности ребенка, способствуя его эмоциональному, интеллектуальному и социальному развитию. Формирование интереса к музыке у дошкольников зависит от ряда педагогических условий, которые создают благоприятную среду для музыкального воспитания.
Первое условие – это создание эмоционально положительной атмосферы. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно, воспринимая музыку как источник радости и удовольствия. Педагог должен использовать разнообразные музыкальные игры, а также национальные игры, песни и упражнения, вызывающие положительные эмоции [1].
Второе – использование разнообразных методов и форм работы [3]. Включение в программу музыкальных занятий игровых, творческих и экспериментальных методов помогает пробудить интерес и активизировать познавательную деятельность детей к музыке композиторов Мордовии [5].
Третье условие – индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая особенности восприятия и интересов дошкольников, педагог может подобрать наиболее привлекательные для них музыкальные материалы и формы работы [4].
Четвертое – интеграция музыки композиторов Мордовии в повседневную жизнь детского сада. Регулярное прослушивание, исполнение песен, участие в музыкальных праздниках и мероприятиях формируют устойчивый интерес к музыке.
Также важно не забывать проявлять поощрение творческого потенциала и креатива детей, их попыток участвовать в той или иной деятельности через призму своих взглядов, интересов и желаний.
Таким образом, создание благоприятных педагогических условий несет в себе огромный потенциал, что впоследствии обеспечивает гармоничное развитие ребенка, освоение музыкального искусства. Музыка влияет на формирование мировоззрения ребенка, мировосприятие, мировидение, становление его как культурной личности.
Изучение мордовского музыкального искусства является необходимостью, и введение его в практику музыкального воспитания способствует становлению музыкальной культуры детей, воспитанию в них чувства уважения к мордовскому музыкальному искусству и мордовскому народу в целом.
Список использованных источников
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 1977. – С. 252.
- Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. Текст: непосредственный // Просвещение. – 1985. – С. 144.
- Венгер, Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л. А. Венгер. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1979. – С. 36–39.
- Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Текст: непосредственный // Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо. – 2005. – С. 1136.
- Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 1975. – С. 111.