ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

УДК 76. 021

ББК 85.157.5

 МАМЛЕЕВА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

магистрант кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, alinadunaeva4200@mail.ru

 КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Ключевые слова: творчество, личность, подросток, развитие, художественно-образовательная среда.

Аннотация: В статье рассматривается роль художественно-образовательной среды в школе как ключевого фактора, способствующего развитию творческой личности подростка.

 

FORMATION OF AN ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A TEENAGER’S CREATIVE PERSONALITY

 

Mamleeva Alina Dmitrievna

graduate student of the department of Art and Music Education, Mordovan State Pedagogical University, Saransk, Russia

Karpushina Larisa Pavlovna

Doctor of pedagogical sciences, professor department of pedagogics Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Key words: creativity, personality, teenager, development, artistic and educational environment.

Annotation: The article examines the role of the artistic and educational environment in school as a key factor contributing to the development of a teenager’s creative personality.

 

Представьте мир, в котором каждое решение и поступок основаны на знаниях, а не на догадках. Образование – это путь, который открывает новые горизонты и позволяет достигать того, что когда-то казалось невозможным. Знания становятся инструментом для управления собственной жизнью. Обучение и саморазвитие – это путь к успеху, ключ к личной свободе и самореализации.

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется формированию творческой личности подростка, так как творчество на данный момент является одной из важнейших составляющих жизни человека. Общество требует от молодого поколения не только глубоких знаний и профессиональных компетенций в той или иной области, но и способности к нестандартному мышлению, гибкости восприятия и готовности экспериментировать.

Возраст подростка, по мнению психологов, является достаточно сложным по своим возможностям, тенденциям, индивидуальному становлению личности, и это является одной из самых противоречивых проблем. Эти годы (подростковый период) очень сложно характеризовать, потому что в это время человек находится в непрерывном движении и развитии. Подросток находится постоянно во взаимодействии с собой: он постоянно развивается; на нем больше всего сказывается влияние широкой многогранной социально-экономической, культурной жизни страны или той микросреды, в которой вращается школьник [2].

Таким образом, формирование творческих способностей и развитие личностных качеств подростков становится приоритетной задачей современного образования. Именно школа должна создать условия, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого ученика, так как именно там ребенок проводит большую часть своего времени. Для достижения этой цели необходимо создание особой образовательной среды, направленной на стимулирование интереса к искусству и культуре, развитие креативного мышления и повышение уровня общей культуры школьников.

Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, произведения художественного искусства и народно-декоративного творчества активизируют весь процесс познания явлений и вещей, формируют духовный облик и гражданское сознание [7]. Реализация художественно-творческой деятельности позволяет старшему школьнику в художественном образовании раскрыть свои индивидуальные способности и сформировать творческие качества и компетенции [3].

Художественно-образовательная среда помогает подросткам научиться ценить и воспринимать красоту окружающего мира и формирует эстетический вкус. Восприятие искусства учит подростков выявлять связи между разными формами выражения красоты – живописью, музыкой, литературой, танцем, архитектурой. Оно стимулирует их способность критически осмысливать увиденное, самостоятельно анализировать и трактовать произведения искусства, различать ценность культурных достижений разных времен и народов. Такое взаимодействие с искусством способствует созданию глубокой внутренней гармонии, расширяя представления о прекрасном и добром, формируя основы морали и этики.

Искусство становится важным средством передачи духовного опыта поколений, укрепляет гуманизм и понимание человеческой природы, делая подростка более чутким и отзывчивым человеком. Способность наслаждаться красотой и тонко ощущать её проявления является важной составляющей полноценной духовной жизни любого человека. Она дарит радость созерцания и вдохновения, вызывает удивление и восхищение, рождает чувство причастности к вечным ценностям человечества. Опыт восприятия шедевров мировой культуры наполняет душу ребёнка глубокими переживаниями, позволяя ощутить внутреннюю гармонию и обрести ориентиры, важные для будущего выбора жизненных ценностей и ориентиров.

«Живописец пишет картины глазами сердца, зритель воспринимает их душой», – говорил великий русский художник Илья Репин. Взаимодействие с миром искусства формирует полноценную личность, способную сопереживать другим людям, стремиться к красоте и совершенству, что крайне важно для успешного социального функционирования и личного счастья.

Одной из основных целей школьного художественного образования является воспитание гармоничной личности, обладающей развитым воображением, способностью мыслить образами и символами, глубоко чувствовать и переживать. Благодаря этому учащиеся приобретают важные социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности.

Формирование художественно-образовательной среды предполагает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить себя в области изобразительного искусства, музыки, театра, литературы и других видов искусств. Важно создавать условия для активного участия учеников в творческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, театральных постановках и музыкальных концертах. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора, повышению самооценки и уверенности в себе, развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Учителя играют особую роль в этом процессе: они призваны вдохновлять ребят, вызывая интерес к различным видам искусства, поддерживая их инициативность и стремление к самостоятельному поиску и открытию нового. У ребенка возникает интерес к искусству и желание развиваться дальше только тогда, когда педагог способен увлечь учеников собственным примером, продемонстрировать искреннюю увлеченность предметом. По словам российского педагога Василия Сухомлинского, «учитель лишь тот, кто любит своего ученика, видит в нём личность, уважает его внутренний мир и проявляет терпеливость в поиске подхода к нему».

Именно такая позиция учителя способна оказать глубокое воздействие на мотивацию ребенка, создавая основу для дальнейшего роста и творческого развития личности.

Предоставление учащимся возможности посещать музеи, театры, выставки и концерты служит важным дополнением к учебному процессу, значительно расширяя границы их представлений о мировом искусстве, истории и культуре.

Организация экскурсионных маршрутов и тематических путешествий по историческим местам и объектам культурного наследия позволяет ребятам непосредственно соприкоснуться с великими произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Такой личный контакт с шедеврами мирового искусства оставляет глубокий след в душе подростка, развивая у него ощущение принадлежности к общечеловеческим ценностям и приобщая к культурному наследию предыдущих поколений.

Мини-путешествия помогают учащимся обогатить свои знания, расширить кругозор и приобрести яркие личные впечатления, способные повлиять на дальнейший выбор профессии и направление жизненной траектории.

Одним из ключевых аспектов роли художественной среды является ее способность формировать эмоциональную и эстетическую восприимчивость учащихся. В процессе взаимодействия с произведениями искусства, будь то живопись, музыка или театр, подростки начинают осознавать свои эмоции, учатся их выражать и понимать. Это особенно важно в переходный период, когда подростки ищут свое место в мире и стремятся к самовыражению. Художественная среда предоставляет им возможность не только наблюдать за искусством, но и активно участвовать в его создании, что способствует развитию их внутреннего мира и формированию индивидуального стиля [1].

В заключение хочется подчеркнуть важность формирования художественно-образовательной среды в школе как фактора развития творческой личности подростка. Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика позволит не только повысить уровень общего культурного развития школьников, но и способствовать их социальной адаптации и профессиональному росту. Необходимо продолжать работу над совершенствованием системы художественного воспитания и образования, привлекать талантливых преподавателей и обеспечивать доступ всех обучающихся к лучшим образцам мировой культуры и искусства.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Акулиничева, В. В. Дидактические аспекты организации художественно-эстетической среды в начальных классах сельской школы / В. В. Акулиничева // Образование и право. – 2022. – №. 7. – С. 194-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-aspekty-organizatsii-hudozhestvenno-esteticheskoy-sredy-v-nachalnyh-klassah-selskoy-shkoly (дата обращения: 13.03.2025). – Текст : электронный.
  2. Козинская, О. Ю. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности школьников подросткового возраста / О. Ю. Козинская– Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. – Саратов. – 2022. – С. 151-155.
  3. Павленко, Т. В. Культура художественно-эстетической деятельности в контексте проблемы формирования художественно-творческих навыков личности / Т. В. Павленко // Культурно-антропологические исследования. – 2024. – № 1. – С. 25–37.
  4. Терминологический словарь современного педагога. – Текст : электронный // Национальная педагогическая энциклопедия : официальный сайт. – URL : https://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-sovremennogo-pedagoga.html (дата обращения 13.03.25)
  5. Шакурова Ю. Р. Особенности и структура развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования / Ю. Р. Шакурова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – Елабуга. – 2023. – С. 384-387.
  6. Шарапова, И. А. Актуальные аспекты организации образовательного пространства педагогического факультета ВГУ имени П. М. Машерова // И. А. Шарапова, О. М. Жукова. – Текст : электронный // Искусство и культура. – Витебск. – 2023. – С. 81-86.
  7. Шебловинская, И. В. Художественно-эстетическое образование подрастающего поколения в контексте проблемы преемственности «Школа – ВУЗ» / И. В. Шебловинская, А. А. Миронюк, О. И. Мишурова. – Текст : электронный // Образ действия. – Москва. – 2024. – С. 233-247.

 

Добавить комментарий