ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ В АНСАМБЛЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УДК 378(045)

ББК 74.58

 НЕФЕДЬЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

магистрант, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tchernichova_jully@mail.ru

 Руководитель – КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА
доктор педагогических, профессор кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Ключевые слова: навык, ансамбль, музицирование, художественно – образовательная среда, музыкальное воспитание, музыкальное развитие, ансамблевое музицирование.

Аннотация. В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме определения теоретических и методических аспектов формирования навыков коллективного музицирования в ходе занятий в детской музыкальной школе по классу гитары.

DESIGN OF THE PROCESS OF FORMING ENSEMBLE PLAYING SKILLS IN STUDENTS AT A CHILD MUSIC SCHOOL

NEFEDIEVA JULIA ALEXANDROVNA

Master’s student, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, tchernichova_jully@mail.ru

Keywords: skill, ensemble, music making, artistic and educational environment, musical education, musical development, ensemble music making.

Abstract. The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of determining the theoretical and methodological aspects of the formation of collective music playing skills.

 

Ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера коллективных занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения — залог интереса к музыкальному искусству. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от способностей в данный момент, что благоприятствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Актуальность данной темы обусловлена важностью задачи, которая является одной из ведущих для преподавателя в гитарном классе – это развитие и формирование навыков ансамблевого музицирования учащихся. Выявляется динамика развития музыкальных способностей ребёнка в процессе художественной деятельности (развитие музыкального слуха, чувство ритма, памяти), двигательно-моторных, технических навыков; определяются пути и методы развития музыкальных способностей на уроках и связь с другими видами искусства.

Игра в ансамбле является важным аспектом музыкального образования детей, поскольку способствует развитию музыкальных способностей, коммуникативных навыков и эмоциональной выразительности. Однако формирование навыков игры в ансамбле представляет собой сложную психолого-педагогическую проблему, связанную с необходимостью учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки и психологические аспекты взаимодействия между участниками ансамбля.

Ансамблевое музицирование в классе гитаристов – это не только одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и лучшая форма взаимодействия между двумя учениками, которая приносит ни с чем не сравненную радость совместного творчества. Такая форма деятельности способствует реализации принципов развивающего обучения. Ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащегося: импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху. Это еще больше повышает её развивающий потенциал.

Формирование навыков ансамблевого музицирования начинается уже с того момента, как ученик начал заниматься музыкой, т. е. с первых уроков обучения. Начинающие музыканты играют простые ансамбли, где мелодию в один голос исполняет ученик, а аккомпанемент — учитель. Основу начального ансамблевого репертуара составляют несложные произведения, популярные, доступные для детей по музыкальному языку и несложным гармониям. Основная задача – это постепенное накопление и осмысление музыки, естественного привыкания к ней, получение слухового удовольствия. Такая направленность работы дает успешный эмоциональный результат начального этапа обучения, формирует залог будущих успехов и желание заниматься. Современные пособия для начинающих гитаристов включают в себя разнообразный материал для игры в ансамбле. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры.

Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. Развитие гармонического слуха идет параллельно с мелодическим.

Помимо закрепления нотной грамоты и навыков артикуляции идет работа над формированием таких первоначальных ансамблевых навыков как: взять звук вместе, снять звук вместе, выстроить звучность по вертикали, получить представление о том, как должен звучать полноценный гитарный ансамбль.

Формируются основные организационные моменты, такие как: посадка в пол оборота к партнёру, «особое» общение взглядами, позволяющее партнерам одновременно начинать и заканчивать произведение.

Большое взаимопонимание и тренировка требуются для развития и формирования навыков ансамблевой игры

Итак, навыки – это выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности. Навыки в ансамблевом музицировании – это совокупность целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений, с учебно-исполнительским процессом обучения, воспитания и исполнения музыкально-художественных произведений, ориентированные на усвоение основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

Они включают:

  1. Точность ритмического рисунка (ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности. Довольно распространенный недостаток в исполнении ансамблевой музыки – искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Чаще всего ошибки появляются в пунктирном ритме, сочетание ритмически неоднородных фигур в партиях, чередование и совмещение двух и трехдольных ритмов, применение пяти-семидольных размеров. Безупречная точность ритмического рисунка властная сила ритма — непременное условие в исполнении).
  2. Совпадение сильных долей (ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности несовпадающих долей. Исполнитель должен ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии, преодолевая магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой партии).
  3. Единство «чувствования темпа» (особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления — знать звучащую у партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и заполняется живым звуком).
  4. Двигательный навык (одной из задач по освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков передачи ансамблистами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д. Большие трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной партии в другую. Индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приемов и их совместная отработка являются непременным этапом преодоления пассажных трудностей ансамблевого произведения. Ансамблисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани).
  5. Динамическая синхронность (динамика (изменение силы громкости звучания) является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности изложения обеих партий. Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики — обязательное условие технически грамотной совместной игры).
  6. Согласованность звукоизвлечения (в ансамблевой игре важны не только синхронность и ровность движения, согласованность и ровность динамики, но и тождественность приемов звукоизвлечения. С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной согласованности в приемах звукоизвлечения. Большого внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Выбор приемов звукоизвлечения связан со стилевыми особенностями исполняемого произведения, с музыкальным содержанием и его истолкованием ансамблистами, с характером исполняемой музыки. Внимательное чтение нотного текста, прослушивание его внутренним слухом и первые попытки исполнения пробуждают творческую фантазию участников ансамбля. Совместные поиски наиболее выразительного произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее естественных для музыкального образа штрихов. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Помимо этого, познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения. Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.).

Игра в ансамбле дает хорошую возможность в формировании новых умений и навыков, так как она дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является не заменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению.

Ансамбль – это та форма обучения, которая может помочь раскрыть потенциал каждого ребенка, разбудить интерес и любознательность, пополнить фонд его слуховых впечатлений, заинтересовать ребенка, эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап.

Коллективное взаимодействие играет важную роль в развитии творческих способностей детей: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Она способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.

Занятия ансамблем развивают у учащихся профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех — единственный источник внутренних сил.

Ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно устраиваются региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы гитарных ансамблей для детей. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием. Игра в ансамбле, как вид коллективного творчества, имеет несомненный успех. Неизменно увеличивается число участников, накапливается интересный репертуар.

В заключении хотелось бы сказать, что в настоящее время необходима обширная концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Эти выступления способствуют приобретению у детей новых навыков такие как уверенность, чувство сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в музыкальной школе плодотворно заниматься ансамблевым музицированием.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших учебных заведений / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. – Москва : Академия, 2004. – 336 с. – ISBN 5-7695-1671-2. – Текст : непосредственны.
  2. Агафошин, П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. С. Агафошин. – Москва : Музыка, 1989. – 89 с. – Текст : непосредственный.
  3. Агафошин, П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. С. Агафошин. – Москва : Музыка, 1996. – 204 с. – Текст : непосредственный.
  4. Агафошин, П. С. Шестиструнная или семиструнная гитара / П. С. Агафошин. – Текст : непосредственный // За пролетарскую музыку. – 1931. – № 11. – С. 41–45.
  5. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки : книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. – Москва : Просвещение, 1984. – 111с. – Текст : непосредственный.
  6. Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. – Ленинград : Музыка, 1982. – 243 с. – Текст : непосредственный.
  7. Баренбойм, Л. А. Педагогическая психология. Принципы обучения / Л. А. Баренбойм. – Москва : Просвещение, 1973. – 518 с. – Текст : непосредственный.
  8. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. – Ленинград : Советский композитор, 1980. – 576 с. – Текст : непосредственный.
  9. Баренбойм, Л. А. Музыкальное воспитание в XX веке. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. – Москва : Советский композитор, 1978. – 372 с. – Текст : непосредственный.
  10. Бергер, Н. А. Сначала ритм : учебно-методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий / Н. А. Бергер. – Санкт-Петербург : Издательство «Композитор», 2004. – 265 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий