Крысина Е. Н., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Научный руководитель Карпушина Л. П.
На современном этапе развития музыкальной культуры общества актуальны исследования о музыкальных способностях, в виду того, что музыкальное исполнительство, творчество неразрывно связано, во многом зависит от способностей музыканта. Исследуемая проблема актуальна и тем, что развитие музыкальных способностей оказывает огромное воздействие на общее развитие человека: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия и многое другое. Рассмотрение музыкальных способностей на базе ДШИ представляется весьма значимой, в виду того, что она вызвана необходимостью определения музыкальных способностей человека в раннем возрасте.
На сегодняшний день существует множество определений музыкальных способностей. К примеру, Головин С. Ю. считает, что музыкальные способности – это — индивидуально-психологические особенности личности, включающие природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков, а так же развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции [2]. По мнению Анисимова В. П. музыкальные способности – это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности [1].
Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер. Реальная функция ДШИ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.
Диагностический материал определения музыкальных способностей разработан на основе авторской разработки В. П. Анисимова.
Игры-тесты на выявление чувства ритма
Ладошки
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал:
1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;
2) М. Красев «Елочка»;
3) Детская песня «Петушок».
— Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Интерпретация данных:
• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень (3 балла);
• воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);
• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);
• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помоши голоса – низкий уровень (0 баллов).
Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей 75-80 ударов в минуту.
Следующие музыкально-диагностические задания даются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем.
Игры-тесты на выявление звуковысотного слуха
Куда идет мелодия
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю – определение направления мелодии.
Содержание.
– Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?
Стимулирующий материал:
Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх – вниз, вверх – вниз = 4 балла);
Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх – вверх – вниз = 3 балла);
20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз – вниз… = 2 балла);
Детская песенка «Василек» (ответ: вниз – вниз = 1 балл).
Критерии оценки:
• высокий уровень = 8 – 10 баллов;
• средний уровень = 4 – 7 баллов;
• низкий уровень = 1 – 3 балла.
Положительным моментом в предложенной методике является то, что принципы ее построения позволяют педагогу анализировать источники ошибок в ходе образовательного процесса, что в дальнейшем может служить опорой в построении эффективной педагогической деятельности.
Литература
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В. П. Анисимов. – М. : Лань, 2003. – 127 с.
2. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – М. : Владос, 1998. – 589 с.