ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Крысина Е. Н., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Карпушина Л. П.

На современном этапе развития музыкальной культуры общества актуальны исследования о музыкальных способностях, в виду того, что музыкальное исполнительство, творчество неразрывно связано, во многом зависит от способностей музыканта. Исследуемая проблема актуальна и тем, что развитие музыкальных способностей оказывает огромное воздействие на общее развитие человека: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия и многое другое. Рассмотрение музыкальных способностей на базе ДШИ представляется весьма значимой, в виду того, что она вызвана необходимостью определения музыкальных способностей человека в раннем возрасте.

На сегодняшний день существует множество определений музыкальных способностей. К примеру, Головин С. Ю. считает, что музыкальные способности – это — индивидуально-психологические особенности личности, включающие природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков, а так же развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции [2]. По мнению Анисимова В. П. музыкальные способности – это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности [1].

Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер. Реальная функция ДШИ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Диагностический материал определения музыкальных способностей разработан на основе авторской разработки В. П. Анисимова.

Игры-тесты на выявление чувства ритма

Ладошки

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал:

1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

2) М. Красев «Елочка»;

3) Детская песня «Петушок».

— Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация данных:

• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень (3 балла);

• воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);

• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);

• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помоши голоса – низкий уровень (0 баллов).

Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей 75-80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания даются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем.

Игры-тесты на выявление звуковысотного слуха

Куда идет мелодия

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю – определение направления мелодии.

Содержание.

– Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?

Стимулирующий материал:

Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх – вниз, вверх – вниз = 4 балла);

Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх – вверх – вниз = 3 балла);

20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз – вниз… = 2 балла);

Детская песенка «Василек» (ответ: вниз – вниз = 1 балл).

Критерии оценки:

• высокий уровень = 8 – 10 баллов;

• средний уровень = 4 – 7 баллов;

• низкий уровень = 1 – 3 балла.

Положительным моментом в предложенной методике является то, что принципы ее построения позволяют педагогу анализировать источники ошибок в ходе образовательного процесса, что в дальнейшем может служить опорой в построении эффективной педагогической деятельности.

 Литература

 1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В. П. Анисимов. – М. : Лань, 2003. – 127 с.

2. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – М. : Владос, 1998. – 589 с.

 

Добавить комментарий