ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Колобаев С. Н., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Асатрян О. Ф.

Проблема восприятия широко освещена в психолого-педагогической и научно-методической литературе.

Восприятие есть система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, то есть чувственно – исследовательская деятельность наблюдения. Восприятие «всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью.

Первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

В плане эстетического и художественного воспитания и образования школьника, становления его духовности, в перспективе его общего развития, всегда была значимой и актуальной проблема формирования образного восприятия. Её решение следует рассматривать как условие формирования личности в единстве эмоционально-чувственного и рационального отношения к миру, что определяет его эстетический характер. Эту проблему исследовали философы античности и немецкие просветители, И. Кант, Г. Гегель, отечественные философы и эстетики Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, B. C. Соловьёв, А. Ф. Лосев, А. И. Буров, Г. И. Поспелов, М. С. Каган, Л. Н. Столович, Ю. А. Огородников, педагоги и просветители Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Д. С. Кабалевский, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт и др.

Следует отметить, что в научной литературе образ определяется как субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

Интерес в педагогике к проблеме образного восприятия, начал активно проявляться в 80-е годы XX века, в связи с новым осмыслением целей и содержания образования в педагогике. В эти годы понятие «образное восприятие» зазвучало в науке и практике наряду с понятиями «художественное восприятие», «эстетическое восприятие». Безусловно, это понятия одного порядка. Оставаясь необходимым источником нашего знания, эстетическое, художественное, образное восприятие обеспечивают человеку целостность мировоззрения, в фундаменте которого лежат как научная картина мира, так и вненаучное (включая и образное) восприятие его. Мир следует постигать и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и «сердечной» картины мира даёт достойное человека отображение мира в его сознании и сможет быть надёжной основой для поведения. Кроме того, можно говорить об общей эстетической природе этих типов восприятия: оно неотделимо от формирования эстетических эмоций, духовно обогащает человека, способно пробудить его творческий потенциал. Вместе с тем, художественное, образное восприятие имеют некоторые отличительные от эстетического восприятия особенности. Если эстетическое восприятие предполагает «прочитывание», «оценку всего сущего», то содержание художественного, образного восприятия уходит в сферу познавательно-ценностных отношений, в сферу искусства.

Художественное, образное восприятие не ограничиваются чувственной ступенью познания, а предполагает включение как образного, так и логического мышления, представляют единство познания и оценки. Восприятие искусства носит глубоко личностный характер, ни при каком условии не может быть пассивным, требует напряжённого духовного труда и сотворчества.

В научной литературе понятия художественное и образное восприятие не разводятся. Однако для удобства в использовании научного аппарата уточним, что художественное восприятие определяется нами как готовность к творческому восприятию реципиентом произведений любого вида искусства (музыка, живопись, литература, театр и пр.), а образное восприятие – как готовность к творческому восприятию в первую очередь художественного образа в искусстве.

Развитием художественно-образного восприятия школьников понимается динамический целенаправленный процесс взаимодействия познавательных и творческих факторов, направленный на качественное повышение уровня образности, адекватности, осмысленности, целостности и эмоциональности восприятия, протекающий под влиянием возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

 

Добавить комментарий