МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДМШ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Качкина А. В., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Карпушина Л. П.

О социальной обусловленности концертных выступлений мало кто из исполнителей, педагогов и тем более учащихся задумывается как в процессе обучения, так и в концертной деятельности. Между тем социальная роль искусства и взаимовлияние исполнителя и слушателей всегда проявляется в каждом выступлении. Свидетельством этого является сценическое волнение, которое испытывают все выступающие, от ученика ДМШ до маститых артистов с огромным концертным опытом [1].

Музыкальная педагогика подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны сценического волнения и тем лучше подготовить учащегося к концертному выступлению, к будущей концертной деятельности. Важную роль в этом процессе преодоления сценического волнения играет личность педагога, наставника, воспитателя, а также соблюдение педагогической этики на всех этапах работы с учеником [2].

В процессе подготовки к сценическому выступлению и педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивание наизусть. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на pp c полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль [3].

На этапе разучивания произведений с учащимися младшего возраста, можно использовать метод «нескучных способов разучивания»:

1. Предложить ученику «покататься» на своей руке. Рука ученика должна почувствовать себя пассажиром самолёта. При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Чуткость ученика обостряется ещё больше, если глаза будут закрыты.

2. Игра ансамблем. При этом получается целостное исполнение, хорошее качество достигается вдвоём сравнительно легко.

3. Способ игры через «увеличительное стекло» позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушаться в звучание и в свои движения в медленном темпе.

4. Разучивание с конца. Предлагается сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Этот метод используется в работе с младшими школьниками [2].

Закрепить осанку и помочь найти правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата поможет ряд гимнастических упражнений. Они активизируют и укрепляют мышцы, участвующие в работе пианиста, приводят аппарат и весь организм в рабочее состояние. Примерные упражнения:

1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вдохом поднять ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Голову опустить. В таком положении руки раскачиваются до тех пор, пока не остановятся.

2. Свободные повороты головы.

3. Дыхательное упражнение. Не поднимая плеч, сделать глубокий вдох, так чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох нужно делать постепенно и бесшумно.

4.Чувствуя прогнутую спину и, не поднимая плечи, потрясти

поднятыми вверх кулаками.

5. Смена уровня опоры рук («3 этапа»). Руки спокойно лежат на коленях «На раз» положить их на крышку рояля, «два» — на пюпитр, «3» -на крышку, «4» — на колени. При подъеме рук локти не опускать [2].

Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

 Литература

1. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей // Лагутин А.И. Методические записки по вопросам музыкального образования.– М.: Музыка, 1979, — №2. — С.166 — 176

2. Лагутин А.И. Подготовка учащихся к концертным выступлениям // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М.: Музыка, 1991, — №3. – С.182 — 191

3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М.:Кифара, 2008. – 182с.

 

Добавить комментарий