РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ

Ахмедханова Э. М., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Козлова Т. А.

 

Одним из наиболее важных аспектов в формировании художественного вкуса учащихся на хоровых занятиях является репертуар.

Проблема репертуара всегда была и остается очень актуальной. Музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка с помощью музыки, поэтому очень важно, на каком музыкальном материале оно осуществляется.

И без того непростой вопрос подбора репертуара осложняется тем, что спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного самодеятельного хорового коллектива репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы в детском коллективе, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей (естественно, при достаточно высоком художественно-исполнительском уровне хорового коллектива).

Не следует забывать, что исполнительское искусство – это вид художественной идеологии. Оно может быть идейно глубоким или поверхностным, выражать передовые или реакционные идеи. Поэтому наряду с современными музыкальными произведениями детям необходимо изучать народную музыку и классику. Музыкальное воспитание, опирающееся на классическую и народную музыку, способно создать своего рода иммунитет против разлагающего влияния бездуховной, антихудожественной музыки. А для вокально-хорового воспитания трудно найти более подходящий материал.

Народные песни так разнообразны в ладовом, метроритмическом, гармоническом отношении, что являются прекрасным материалом в подготовке учащихся к восприятию и овладению современным музыкальным языком, а также в выработке навыка пения без сопровождения.

Значение музыки композиторов-классиков в деле музыкального развития детей, воспитания их чувств, формирования личности трудно переоценить. Исполнение этой музыки придает хоровому звучанию благородство, возвышенность, округленность. Правильное восприятие и передача содержания произведений композиторов-классиков подсказывает пути, ведущие к настоящему вокалу. Надо использовать любые возможности для исполнения детьми классической музыки: петь все, что доступно в оригинале, перерабатывать текст, создавать облегченные варианты. Как говорил Б. В. Асафьев, «Произведение нельзя рассматривать как неприкосновенный экспонат, который надо держать под стеклом, надо, чтобы оно бытовало как можно шире» [1, с. 13].

В репертуаре школьного хора должны иметь место произведения, представляющие собой определенную трудность для разучивания и исполнения. При изучении сложных произведений предельно раскрываются возможности исполнителя, и, в конечном счете, коллектив делает шаг вперед в своем развитии. Также в хоровом репертуаре обязательно должны быть произведения, не представляющие большой сложности для исполнения, то есть те, которые могут быть спеты уверенно и свободно. Не следует забывать, что дети должны не только учиться хоровому пению, но и получать эстетическое удовольствие от хоровых занятий.

Большое значение в выборе репертуара имеет его литературная основа. Репертуар должен быть доступен не только технически, но и психологически. Как отмечают опытные хормейстеры, хоровое пение содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения, а главное – единение музыки и слова помогает проникнуть в образный строй произведения.

Таким образом, полноценность хорового репертуара можно рассматривать по следующим критериям:

– высокий художественный уровень;

– обязательное наличие и правильная дозировка произведений различного плана;

– техническая и психологическая доступность произведений для исполнителей;

– наличие народных песен, современных сочинений, произведений композиторов-классиков.

 Литература

1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – Л., 1973. – 125 с.

2. Самс, В. Е. Мой опыт работы с вокальным ансамблем / В. Е. Самс. – М. : Музыка, 1987. – 132 с.

3. Чернова, Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе : учеб. пособие / Е. В. Чернова, Т. А. Козлова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Ч. 1. – Саранск, 2001. – 104 с.

 

Добавить комментарий