ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Н. А. Сонина, МордГПИ, Саранск

руководитель О. В. Милицина, канд. пед. наук, доцент

 

Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время. Также необходимым фактором активизации учебной деятельности, как считает Д. Кирнарская, является формирование способности учащегося активно, самостоятельно приобретать необходимые ему знания и умения, самому, без посторонней помощи и поддержки, ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства [2, c. 355].

Специфика урока музыки заключается, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Однако при одном уроке музыки в неделю многие знания и навыки исчезают, не успев появиться. Поэтому учебный процесс по предмету «Музыка», помимо урочной деятельности, обязательно должен включать и выполнение домашнего задания (закрепление).

Реализация системы домашних заданий по предмету «Музыка» представляется очень важным и необходимым этапом в формировании самостоятельной творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях.

Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.

Как указывает Т. В. Красноперова, одно из главных условий эффективности домашних заданий – их систематичность. Если домашнее задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто–то из учеников не забудет его выполнить.

Следующее условие – обязательность выполнения и проверки домашнего здания. Это особенно важно в первом классе. Время, потраченное на проверку, окупит себя впоследствии, когда ученики поймут, что домашнее задание по музыке так же важно, как скажем, домашнее задание по математике. Иначе ученику, который не выполняет их, нечего будет делать на уроке, а кроме того, он подведёт своих товарищей.

Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его объем – посильным для ребёнка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным и выполнимым, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание даётся не в спешке, на перемене, а в специальное отведённое время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока. Получив его, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его «подсказка», что делать дальше после урока музыки.

Выполнение домашних заданий по предмету «Музыка» необходимо вводить уже с самых первых уроков встречи ребёнка с музыкой как живым образным искусством, что приучает детей к системе их выполнения и творческому подходу. Уже с первых уроков учитель направляет своё внимание на индивидуальность каждого учащегося, применяя и используя дифференцированные и индивидуализированные формы домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика или группы учащихся, создавая при этом ситуацию успеха [1].

Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость – это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления [3].

Для того чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий и их объём, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения – создать портфолио школьника по предмету «Музыка», которое представляется как музыкальный альбом «Этот удивительный мир музыки». Домашнее задание после каждого урока − это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и интернет-технологий.

Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.

  Литература:

 1. Красноперова, Т. В. Роль домашнего задания в формировании интереса учащихся к музыке [Электронный ресурс] / Т. В. Красноперова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213312/.

2. Музыкальная психология и психология музыкального образования : теория и практика : учеб. для студ. муз. фак. учреждений высш. проф. образования / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – С. 355–362.

3. Толстова Е. А. Домашние задания на уроках музыки в начальных классах [Электронный ресурс] / Е. А. Толстова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/11/domashnie-zadaniya-na-urokakh-muzyki-v-nachalnykh-klassakh.

 

Добавить комментарий