ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Т. Н. Лисова, МордГПИ, г. Саранск

Научный руководитель – Ю. В. Величко, канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

 

Информационное обеспечение и функционирование любой формы учебно-познавательной деятельности школьников в процессе общего и дополнительного музыкального образования на современном этапе является неотъемлемой технологической составляющей учебно-методической работы с обучающимися.

Одним из видов информационного обеспечения в практике реализации музыкально-педагогического процесса являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы). Их использование на уроке, в частности уроке музыки, с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ, в частности (электронные (цифровые образовательных ресурсов), и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.

Важным документом, регулирующим требования к работе учителей в области использования цифровых образовательных ресурсов и ИКТ в целом является нормативный документ — «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, включая следующие позиции.

Учитель:

• Осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

• Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

•Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [2].

Таким образом, современные информационные ресурсы (в частности, цифровые образовательные ресурсы) в настоящее время являются важнейшим учебно-методическим средством, обязательным для использования в современной педагогической практике.

Новый подход к обучению, предполагающий знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями, актуализируется и в современном музыкальном образовании, которое ориентировано на ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютера и телевидения.

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические и информационные технологии, используются электронные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, в основе которой лежит акцент на развитие эмоциональной сферы учащихся и их субъективного переживания. Подобное содержание современного урока искусства обуславливает выбор разнообразных методик, технологий, видов работы и информационных средств.

Практика показывает, что при реализации нового подхода к музыкальному обучению подрастающего поколения большую помощь на уроках музыки могут оказать современные цифровые образовательные ресурсы.

В рамках статьи осветим некоторые аспекты использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки в начальной школе. Для этого обратимся к характеристике понятия «цифровые образовательные ресурсы» или «ЦОР», их структурным и функциональным характеристикам.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) рассматриваются в научно-методической литературе как предметные и тематические коллекции, объединенные единой системой описания ресурсов и единой поисковой системой [6].

ЦОР также понимаются как «отдельные цифровые содержательные модули, поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой» [5].

В структурные содержательные характеристики цифровых образовательных ресурсов входят следующие составляющие:

1) информационные источники:

— оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики) не повторяющие стабильные учебники;

— статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.); – динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

— мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).

2) информационные инструменты – информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками [1].

Цифровые образовательные ресурсы выполняют ряд функций:

— организация разнообразных форм деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

— применение всего спектра возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения различных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог;

— привнесение в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, гипертектовых и гипермедиасистем [3, с. 52].

Цифровые образовательные ресурсы классифицируются на: ресурсы размещенные в сети Интернет и ресурсы, размещенные на оптических носителях, в частности электронные учебные издания, комбинированные продукты (сеть, диск).

Обратимся к общедоступным цифровым образовательным ресурсам, располагающимся в сети Интернет в свободном доступе для использования в образовательных целях. Они представлены на сайте http://school-collection.edu.ru/collection/

На главной ленте сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» расположены: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания (энциклопедия «Кругосвет», журнал «Наука и жизнь»), региональные коллекции, новости из сферы искусства и образования. С правой стороны главной ленты (синие прямоугольники с символами) помещены рубрики: написать в редакцию, вопрос-ответ, глоссарий, статистика посещений, карта сайта [6].

Для использования цифровых образовательных ресурсов в предметной области «Музыка» на сайте «Единая коллекция ЦОР» располагаются несколько разделов: «Инновационные учебные материалы»; «Коллекции» и «Электронные издания», которые могут быть использованы как учителем музыки, так и учениками. В разделе «Инновационные учебные материалы» представлены электронные методические материалы: «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», «Музыка и информатика», Музыка «Ключи».

«Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», «Музыка и информатика» являются специальными авторскими программами призванными реализовывать интеграцию предметов в сфере искусства с точными дисциплинами, математикой, информатикой и с помощью данного взаимодействия решать задачи обучения детей элементарной компьютерной грамотности.

Так «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый курс представляет собой вспомогательные учебные материалы, обеспечивающие формирование навыков работы за компьютером. Цифровые образовательные ресурсы, входящие в состав данного курса, охватывают такие темы, как: компьютер, основные устройства, программы, безопасность работы, технологии работы с компьютером.

Курс «Музыка и информатика» предназначен для освоения учащимися начальной школы основ музыкальной грамоты, а также приобретение первичных навыков игры на миди-клавиатуре.

В традиционном общем музыкальном образовании, как показывает практика, большую помощь может оказать цифровой методический ресурс – Музыка «Ключи». Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Учебный комплекс предназначен в качестве иллюстративного материала и средств организации учебного процесса школьного курса «Музыка» на базовом и профильном уровне основного, среднего, общего образования (1-4 классы) и для построения авторских углубленных и дистанционных курсов. В учебный комплекс «Ключи» входят: беседы основоположника Музыкального искусства в средней школе Д. Б. Кабалевского (в текстовой и аудиовизуальной форме); творческие портреты композиторов.

Информационные источники Музыка «Ключи» могут быть использованы при реализации всех программ по музыкальному образованию в начальной школе. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется программа по музыке Е. Д. Критской, которая оснащена всеми методическими ресурсами, в том числе учебными пособиями. Однако цифровой ресурс Музыка «Ключи» не содержит материалы данных учебников и может быть использован при организации интерактивных форм и методов работы на уроке музыки и во внеклассной музыкальной деятельности учащихся начальной школы. Так при освоении школьниками младших классов разделов: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» являющимися ключевыми темами для познания смысла музыкального искусства на эмоционально-ценностном уровне может использоваться методический материал «Ключей»: беседы Д. Б. Кабалевского «Методические рекомендации», «О трех китах в музыке», «Музыка и человеческая речь», «Может ли музыка, что-нибудь изображать?». В данный ресурс включены аудиоматериалы, которые могут быть использованы в процессе рассмотрения основных тем уроков музыки.

При изучении творчества композиторов могут быть использованы на уроках музыки цифровые материалы из раздела «Коллекции», в котором расположены подразделы «Культурно-историческое наследие» (музыка); «Тематические коллекции» (литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»). Также электронные учебно-методические материалы по музыкальному искусству можно рассмотреть в разделе «Электронные издания» — «Энциклопедия «Кругосвет» (музыка).

В данном ресурсе собраны статьи, подборки, электронные данные.

Приведем пример алгоритма действий использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки, факультативных занятиях по музыке, внеклассной музыкальной работе: в разделе «Коллекции», располагающегося на основной ленте сайта активизируйте «музыка», далее «русская классическая музыка», далее «Бородин А.П.», далее «биография автора».

Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на оптических носителях, в частности электронных учебных изданиях и комбинированных продуктах (сеть, диск) также являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс накопления ими музыкально-эстетического опыта.

Так в музыкальном образовании (уроки музыки и уроки музыкальной литературы в гуманитарных гимназиях и детских музыкальных школах) используются следующие цифровые образовательные ресурсы:

1. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». В данном цифровом ресурсе собраны сведения обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

2. «Шедевры музыки». В программе представлены обзорные материалы, сведения о различных музыкальных направлениях, охватывающие период от эпохи барокко до современной музыки. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов.

3. «Музыкальный класс» Эта программа носит обучающий характер для учеников младших классов, касается изучения нотной грамоты. В ней существует раздел программы «История музыкальных инструментов», где содержится информация о музыкальных инструментах, их видах и истории создания. Дополняет режим работы этого раздела «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.

4. «Теория музыки». В методическом плане программа позволяет выбирать урок определенной темы, прослушивать и выполнять упражнения по проверке знаний, их усвоения. В цифровом ресурсе предусмотрены режимы музыкальных игр, которые направлены на определение инструментов, ансамблей, длительностей нот [4, с.378].

5. Мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Это комплекс иллюстрированного путеводителя по коллекции записей музыки 18-20 вв. Данная справочная программа содержит сведения по истории художественной культуры, музыкального искусства и исполнительства информацию из области современных технологий гуманитарно-эстетического образования и культуры [1, с. 76].

Таким образом, внедрение цифровых образовательных ресурсов в музыкальное обучение приводит к появлению новых методов и технологий, форм организации музыкально-педагогического процесса, которые отвечают требованиям личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения. В плане личностного развития подрастающего поколения цифровые ресурсы инициируют процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияют на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

 

Список использованных источников

 

1. Величко, Ю.В. Использование аудиовизуальных технологий в музыкально-исторической подготовке студента современного вуза / Глава V // Развитие инновационного потенциала высшего музыкального образования в системе непрерывного музыкального образования : монография / под научной ред. д-ра пед. наук, проф. И.С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. — С.62-78

2. Квалификационные характеристики должностей работников образования в области ИКТ и ЭОР [Электронный ресурс] Интернет-сайт: Электронные образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://eor-np.ru/node/91

3. Осипова, О. П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников / О. П. Осипова, З. С. // Начальная школа. – 2009. №1. – С. 51-56

4. Сабиров, М.К. Информационные технологии в музыкальном образовании / М.К. Сабиров // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : Материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 6-7 декабря 2012 г.) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Д.Ф. Хайрутдинова. – Казань : Изд-во «Отечество», 2013. – С.374-381.

5. Усенков Дмитрий Юрьевич [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Электронный альманах Вопросы информатизации образования. – Режим доступа : http://www.npstoik.ru

6. Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/

 

Добавить комментарий