РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Е. В. Епифанова, МордГПИ, г. Саранск

Научный руководитель  – Ю. В. Величко, канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

Важным современным методологическим ориентиром педагогики дошкольного музыкального образования является полихудожественный подход.  Данный подход представлен в качестве основы концепции дошкольного музыкального развития детей (О.П. Радынова и др.). Он отражает новую парадигму художественного образования в современном мире, в качестве значимых характеристик предлагает систему полихудожественного развития ребенка (Б. П. Юсов), основывающуюся на объединении двух или более видов художественной деятельности (слушание музыки, игры, танцы, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пение, оркестровка, театрализация, рисование и др.) в одно целое [2, с. 1; 3].

Полихудожественное развитие ребенка также включает интегративное взаимодействие различных видов искусств, где прослеживаются внутренние связи, интеграция  слова, звука, цвета, движения. То есть «союз музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и искусства движения, музыки и театра и т. п.» [3, с. 111].

Реализация идей полихудожественного подхода в процессе музыкального развития дошкольников (так же как и детей школьного возраста, только с условием возрастного изменения музыкального репертуара) основана на  выдвижении главной цели освоения искусства –  художественного познания окружающего мира, человеческой жизни, то есть отражения мира во всей его полноте и целостности. При этом каждый из видов искусства имеет равное значение.

Значение других видов искусства в музыкальном воспитании подчёркивали выдающиеся музыканты и педагоги просветители (Б. Л. Яворский, Д. Б. Кабалевский и др.). Ученые отмечали, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. В методическом аспекте на музыкальных занятиях с детьми необходимо открывать  как внешнесюжетные, так и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись» [1, с. 57].

С точки зрения возрастного психологического развития детей дошкольного возраста восприятие музыкального языка вызывает у них значительные затруднения. Так как музыкальный образ является абстрактным по своей сути, развивается в динамике, в основе его лежит интонационное начало, поэтому его можно по-разному интерпретировать. Ребенок, в свою очередь, оперирует представлениями о конкретных предметах и явлениях, мыслит формами, красками, ощущениями, образами. Исходя из данных особенностей музыкального образа и специфики психического развития ребенка процессу музыкального восприятия на музыкальных занятиях может помочь привлечение изобразительного искусства, танца, экранных искусств, поэзии и др., сопоставление  зрительных, словестных образов с музыкальными образами.

Данные занятия могут опираться на ряд принципов организации полихудожественной деятельности ребенка, при соблюдении которых возможно выявление ценностного смысла и формирование ценностного отношения к музыкальной деятельности.

Одним из основных принципов является принцип ассоциативных связей различных видов искусства.  Он основывается на сходстве предметов в каких либо связях и отношениях. В искусстве ассоциация является способом достижения художественной выразительности, основанным на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного освоения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности. В свою очередь из данной закономерности вытекает важнейший принцип комплексного художественного воспитания (музыкального воспитания) – принцип аналогии.

В качестве аналогии могут выступать цветовые системы, которые в музыкальном образовании необходимо подключать, так как цвет обладает отчетливой психологической характеристикой. Человеческое сознание и подсознание постоянно реагирует на цвет, а визуализация является стимулом для творческого воображения. Художественные образы вызывают в сознании определенные звуковые краски.

Такие живописные характеристики как колорит, форма, контрасты, композиция, ритм, «золотое сечение» (пропорция) являются одновременно и музыкальными характеристиками. На музыкальных занятиях с дошкольниками, учитывая данные аналогии музыки и цвета можно приводить примеры живописных полотен с различным колоритом и ритмом, чтобы они на интуитивном слуховом уровне могли уловить присутствие в музыкальном произведении этих же признаков, которые они увидели в репродукции картины.

Реализация идей полихудожественного подхода на музыкальных занятиях с дошкольниками предполагает использование различных видов художественной деятельности. В этом аспекте важно использовать взаимосвязи между музыкой и танцем. Например, задание «Движение под музыку». Дети слушают несколько музыкальных произведений, под которые они могут двигаться, танцевать так, чтобы передать настроение звучащей музыки. В качестве музыкального материала могут быть использованы такие произведения как  А. Хачатурян «Вечерняя сказка», П. Чайковский «Старинная французская песенка», Р. Шуман «Веселый крестьянин».

Это задание развивает метроритмические способности детей в рамках их слушательской деятельности, помогает учиться отмечать структурные элементы музыки.

Музицирование детей на элементарных музыкальных инструментах в контексте полихудожественной деятельности может сопровождаться таким методом как озвучивание детьми сказок, песен на музыкальных инструментах (по методике Д. А. Рытова). Придумывая для отдельных сюжетов музыкальные созвучия и ритмы, подбирая для персонажей звучание конкретных инструментов, создавая целостное музыкальное полотно, дети создают новую действительность соответствующую их переживаниям. Например, «долговязый журавель на мельницу ездил, на мельницу ездил, диковинку видел». Дети поездку журавля могут показать на двух ложках, отметить первый слог «диковинки» на колокольчиках.

Подводя итог сказанному отметим, что музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, которые ориентированы на полихудожественное взаимодействие различных видов искусства активизируют детей в выражении собственных впечатлений от музыки, накапливают положительный эмоциональный опыт ее восприятия и творческой деятельности, помогают развивать целостное восприятие окружающего мира.

 

Список использованных источников

 

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М., 2004. – 336 с.

2. Радынова О. П. Конспекты занятий и развлечений по программе «Музыкальные шедевры» с детьми 3-5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

3. Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Электронный ресурс] / Б. П. Юсов, М.: Искусство, 2004. – 253 с.  // Интернет-сайт: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. – Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-uchaschihsya-v-detskih-uchebnyh-zavedeniyah-na-osnove-assotsiativnyh-svyazey-razlichnyh-vi#ixzz2xZEOn4fe

Добавить комментарий