МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

А. Н. Клокова, МордГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Научный руководитель И. В. Жданов, канд. пед. наук, доцент

В современной музыкальной психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется вопросам музыкального восприятия. Проблема музыкального восприятия в наши дни является весьма актуальной. Различные исследования, направленные на выявление уровня интереса и отношения детей и молодежи к музыкальной культуре показывают, что большая часть слушателей воспринимает музыку «рассеянно-поверхностно», как «некий фон», мало задумываясь о ее содержании и ценностных ориентациях. Между тем, традиционное определение музыкального восприятия включает в себя «способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении и получать от этого эстетическое удовольствие. Считается, что грамотный слушатель должен уметь понимать особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка» [1, с. 152].
Современная культурная реальность отличается невероятным разнообразием продуктов музыкальной культуры, которые предлагаются слушателю. За внимание слушателя соперничают не только различные жанры и стили музыки, но и разные ее виды: классическая музыка, джаз, народная и поп-музыка. Каждый из этих видов обладает своей инфраструктурой с исполнительскими кол¬лективами, прессой, радиостанциями; каж¬дый из этих видов музыки, как правило, обращен к своей аудитории.
К сожалению, следует констатировать, что классическая музыка заметно проигрывает в конкурентной борьбе за внимание аудитории, что является актуальнейшей проблемой музыкальной педагогики. Дело в том, что «на стороне классической музыки многовековая история и чрезвычайно высокий социальный пре¬стиж, сливающийся в сознании общества с такими понятиями, как «непреходящие культурные ценности», «высокая духовность» и «интеллектуализм» [2, с. 69]. Однако следует также заметить, что восприятие классической музыки представляет особую трудность для слушателя и ее восприятие требует особой сосредоточенности. Язык клас¬сической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием. Поэтому проблема «общительности» классической му¬зыки, ее способности захватывать и привлекать к себе людей ста¬новится особенно актуальной.
Для того чтобы решить эту проблему, современной музыкальной психолого-педагогической науке необходимо всесторонне изучить закономерности музыкального восприятия и разработать действенные подходы и методы в помощь «воспри¬нимающему сознанию», которое сталкивается в классической му¬зыке с весьма сложным материалом, а следовательно и способствующие приобщению к классической музыке широкой слушательской аудитории.
Исследованием проблемы музыкального восприятия занимались многие отечественные ученые-музыковеды (Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Арановский, Е. Ручьевская, А. Климовицкий, В. Валькова, М. Бонфельд и др.). Несмотря на то, что в их работах музыкальное восприятие не являлось непо¬средственным объектом исследования, незримое присутствие «воспринимаю¬щего сознания» ощущается во всех музыковедческих трудах. «Невозможно мыслить музыку только как средство художественного общения и не пытаться при этом увидеть «направленность музыкальной формы на восприятие», а значит, и те методы, которыми пользуется сознание для пости¬жения музыкальной формы» [2, с. 71]. Эта психологическая тенденция, при-сутствующая также в трудах Б. Яворского, Б. Асафьева, Л. Мазеля, привела к обобщению сложившихся в недрах классического музыкознания представлений о восприятии музыки. Таким обобщенным понятием стало «адекватное воспри¬ятие» — термин, предложенный В. Медушевским [2, с. 71].
По мнению В. Медушевского, «адекватное восприятие — это прочтение текста в свете музы¬кально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценно¬стных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее (при про¬чих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие. Подобно тому, как в относительных истинах просвечивает абсо¬лютная, в конкретных актах восприятия реализуется та или иная степень адекватности. Адекватное восприятие — это идеал, эталон совершенного вос¬приятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры. В соответствии восприятия этому опыту заключается критерий адекватности. Уровень культуры реального восприятия есть мера его адекватности» [2, с. 71].
Проблема музыкального восприятия является безусловно проблемой психолого-педагогической. В связи с этим, возникают вопросы, связанные с «аппаратом» восприятия: ресурсами памяти и внимания, воз¬можностями слуха и музыкального интеллекта по обобщению и систематизации поступающей информации. Большой вклад в разработку этих воп¬росов внесли отечественные ученые Б.Теплов, К.Та¬расова, Ш. Цагарелли. Многое сделано в этой области также классика¬ми психологической науки (Л. Выготскогим, С. Рубинштейном, А. Ле¬онтьевым, Л. Веккером и др.). Их труды играют роль методологического базиса исследований музыкального восприятия. В них собраны ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы че¬ловеческого сознания.
Современной наукой доказано, что «психи¬ческие процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания — от простейших ощуще¬ний до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, ап¬перцепция и синестезия. Выстроить иерархию всех этих множе¬ственных психических процессов, выяснить функцию каждого в процессе восприятия является достаточно сложной проблемой. Здесь могут возникнуть новые категории, моделирующие процесс именно музыкального восприятия как особой художественной дея¬тельности» [2, с. 72].
В настоящее время установлено также, что в отличие от адекватного, реальное восприятие часто испытывает затруднения не только в построе-нии целостного образа музыки из дискретных звуковых единиц, но и в истолковании музыки в соответствующем ей культурном контексте. Поэтому музыкальное восприятие выдвигает перед педагогикой проблему индивидуальных различий — различий в целях, стратегии и результатах восприятия, различий в характе¬ре протекания включенных в него психических процессов. Причем, эти различия обусловлены многими причинами – от различия в му¬зыкальных способностях индивидов до различий в их музыкаль¬ном образовании и воспитании, а также в уровне и направленно¬сти социально-культурных интересов и потребностей личности.
Таким образом, музыкальное восприятие является важнейшей психолого-педагогической проблемой. Выявление теоретических и разработка практических основ музыкального восприятия является одной из первоочередных задач, стоящих перед музыкальной педагогикой и психологией.

Литература

1. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М. : «Владос», 1997. – 384 с.
2. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. – М. : «Академия», 2003. – 368 с.

Добавить комментарий