ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Э. М. Ахмедханова, МордГПИ им. М. Е. Евсевьева,

Руководитель С. В. Шишкина, канд. пед. наук, доцент

 

С детства любая игра тесно связана с развитием личности, а также с формированием свойств и обогащением внутреннего мира человека. В любой игре, а тем более в народной, закрепляются соответствующие действия, которыми ребенок овладевает с каждым разом лучше и лучше. Во время игры ребенок стремится разыгрывать действия, которые еще не стали для него привычными. В итоге, играя, ребенок развивается и получает соответствующую ролевую подготовку. Таким образом, внутри игры складывается как бы учебная деятельность, и к ней ребёнок относится как к игре с ролями и правилами.

На основе какой-либо одной игровой формулы может родиться несколько самостоятельных видов деятельности. Учащиеся придумывают различные идеи и проявляют личную творческую инициативу, и в таком случае педагогу стоит к ним прислушаться, так как в играх они – «специалисты». Учителю важно распознавать в идеях учащихся потенциал, реализующий образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.

Чтобы превратить игру в практику, на уроках учителю стоит проводить игры регулярно. Конечно, это не говорит о том, что абсолютно все уроки должны включать игровую форму. Но игры должны естественным образом входить в содержание урока и заменять однообразие учебной работы. Важно, чтобы дети получали положительные эмоции от игры, и уходили с урока с новыми, творческими и радостными впечатлениями. Если школьники не помнят того, чем занимались на прошлом уроке и какую пользу извлекли из него для себя, то это говорит о том, то урок прошел неэффективно, неинтересно.

Урок музыки – это прежде всего творческий урок. Творческие задания и игры существенным образом в дальнейшем влияют на развитие мышления и воображения, а также на активность ребенка. Для того чтобы сделать детей творчески активными, разбудить в них интерес к изучаемому материалу, в частности к народной музыке, педагоги-музыканты используют различные, в том числе и игровые методы. При этом благодаря игровым методам на уроке качественнее усваивается учебный материал.

Существует большое количество игровых методов обучения в системе школьного музыкального образования. Если взять, к примеру, игровую методику в пении, то сюда войдут различные упражнения, звукоподражание. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни [1].

К игровым методикам можно также отнести вокальные импровизации-приветствие в начале урока. Класс делится на две или три группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 или 3 голоса. Можно спеть приветствие в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона для активизации внимания школьников [1]. Важно, чтобы импровизация включала в себя элементы народной музыки.

Это касается и народных песенок – и в данном случае ребята сочиняют мелодию самостоятельно, а лучшие из них разучиваются вместе со всем классом.

Такой игровой метод как ритмодекламация подразумевает четкость произнесения текста или стихов в каком-либо заданном ритме. Может проходить на фоне хлопков, щелчков, притопов и т. д. Звучание мелодии ритмодекламации сопровождается разными движениями, дети ощущают темп, динамику, ритм речи и др.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие у школьников умения расшифровывать, разгадывать, и что самое важное – знать сам предмет. С помощью игровых творческих заданий на уроке музыки можно получить представления о разной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях народной музыки. Благодаря данной игре развивается мышление, а также образная речь детей.

Пластичное движение помогает учащимся выражать музыку через музыкально-ритмические движения.

Народные музыкальные игры, как правило, самые древние, однако их популярность не угасает и по сей день. Чаще всего данный вид игр встречается во время народных празднований или в фольклорно-этнографических выступлениях различных ансамблей. Стоит отметить, что подобные игры имеются у всех народов мира.

Народные музыкальные игры можно поделить на:

– подвижные музыкальные игры, основу которых составляют активные действия участников, объединённых одной целью. Подобные игры нередко проводятся на открытом воздухе;

– музыкальные игры на внимательность-запоминание отрезка песни или мелодии, применяющейся позднее в продолжении игры. Проводиться могут в любое время года и в любом помещении.

Одна из самых популярных народных музыкальных игр – «Каравай». Правила игры таковы: учащиеся становятся в круг. В середине находится водящий. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:

«А вот как на именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины! (поднимают руки, встают на цыпочки, показывают)

Вот такой нижины! (опускают руки, приседают и показывают)

Вот такой ширины! (разводят руки, увеличивают хоровод, показывают)

Вот такой ужины! (сводят руки и хоровод к центру, показывают)

Каравай-каравай,

Кого любишь – выбирай!»

Далее водящий выбирает какого-либо другого игрока: и танцует с ним в кругу.

Следующий пример народной музыкальной игры: «У оленя дом большой».

Водящий (чаще учитель) показывает движения и поёт песенку, остальные повторяют:

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Стук-стук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне скорей давай»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучит: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук,

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне скорей давай!» (подать руку)

После разучивания движений можно организовать соревнование, постепенно ускоряя темп песни. Победителем окажется тот, кто продержится дольше всех.

Следующая музыкальная игра называется «Золотые ворота». Правила игры «Золотые ворота»: если число учащихся составляет менее двадцати человек, то выбираются двое игроков, вставшие друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Если игроков много, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом. Остальные игроки встают в цепочку, взявшись за руки, и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Литература

1. Смирнова, М. Н. Музыкально-ролевые игры как средство эмоционального и физического раскрепощения [Электронный ресурс] / М. Н. Смирнова // Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/04/ 28/muzykalno-rolevye-igry-kak-sredstvo-emotsionalnogo-i-fizicheskogo (Дата обращения 15.05.2015).

 

Добавить комментарий