К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Н.Е. Плохова КФУ, Руководитель Е.А. Дыганова, старший преподаватель

В настоящее время компьютер стал обязательным атрибутом в образовательном процессе, а границы применения компьютерных технологий непрерывно расширяются. С точки зрения педагогики, компьютерные технологии – это динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития технического прогресса [1]. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в системе образования, в условиях дефицита аудиторных занятий (один урок в неделю) может стать дополнительной базой для формирования художественного вкуса, развития музыкальной эрудиции ребенка и гармонического развития личности в целом.

В данной области уже есть большое количество новаторов, педагогов-исследователей, которые занимаются исследованием таких проблем как формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. Айдарова, А. Горельченко, И. Красильников, С. Пучков, М. Светлов); использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Н. Бергер, А. Бороздин, Т. Затямина, Э. Зауторова, Ж. Кармазина, Д. Семенова, О.Тарачева, И. Черешнюк); компьютер в музыкальном образовании детей (А. Апухтин, Т. Цареградская); работа в музыкально-компьютерных студиях (И. Горбунова, В. Кадина); использование музыкально-компьютерных технологий (В. Белунцова, М. Катюгян, В. Медников, А. Митрофанов, Е. Орлова, В. Пешняк, В. Чудина, А. Пресняков); музыкально-компьютерного образование в подготовке педагога-музыканта (Камерис Андреас) [2].

Музыкально-компьютерные технологии на уроке музыки расширяют информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствуют более эффективному усвоению учебной программы. Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока. Так, например, при изучении темы “Музыка народов мира”, после прослушивания музыкальных фрагментов на карте находится данная страна или регион. С помощью программы “Музыкальные инструменты народов мира” ученикам демонстрируются инструменты, которые используют народы данной страны или региона, рассказывается история их создания, материалы из которых они изготовлены, прослушивается звучание данных инструментов, обсуждается их национальный колорит. Благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия на тему “Музыкальный Петергоф”, урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”, звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах, дети повторяют его движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки позволяет по-новому использовать текстовую, звуковую и визуальную информацию. Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним различные музыкальные программы. Представим некоторые из них и дадим краткие характеристики.

Музыкальные проигрыватели. Необходимость применения программ-проигрывателей (windows media player, winamp) на уроке музыки обусловлена его спецификой. Все это делает процесс слушания музыки легко управляемым и контролируемым (облегчается поиск нужного произведения или фрагмента), насыщает его красочными видеоэффектами в режиме реального времени, что, в свою очередь, помогает больше заинтересовать детей и повышает результативность всего процесса слушания.

Программы для пения – караоке построены по одному принципу – проигрывается музыкальное сопровождение, не содержащее вокал (т.н. «минусовка»), на экран выводится текст песни. Популярные караоке-проигрыватели: galakar и vanbasco’s karaoke player и др.

Музыкальные конструкторы позволяют «конструировать» музыку из отдельных блоков. К программам данной категории относятся многочисленные красочные продукты от ejay – например, ibiza summer session, dance и др. Применяя музыкальные конструкторы, в рамках творческих заданий, можно поручить каждому ученику составить конкурсную композицию. Применение программ данной группы позволяет заинтересовать детей, приобщить их к сочинению музыки, а качественный результат за небольшое время даст мощный толчок творческому развитию детей на уроке музыки.

Музыкальные энциклопедии. Учителя могут использовать широкую базу данных «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах.

Обучающие программы – это группа программ, так называемых электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных учебников, энциклопедий, справочников, системы тестовых заданий, которые направлены на системную организацию самостоятельной работы учащихся [3].

Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках требуют от учителя определенных умений, он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. На настоящий момент существуют специальные кафедры для подготовки, обучения и повышения квалификации учителей в области музыкально-компьютерных технологий. Так, в Российском Государственном Педагогическом Университете (РГПУ) им. А.И. Герцена в 2002 году была создана учебно-методическая лаборатория «Музыкальные технологии» (УМЛ). Одной из основных задач которой является разработка нового образовательного направления — музыкально-компьютерные технологии как обучающая и творческая среда, в общем, и специальном музыкальном образовании. В данном контексте музыкальный компьютер рассматривается как новый инструмент в области профессионального музыкального образования и творчества. И.Б. Горбунова – организатор и руководитель УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», доктор педагогических наук [4].

В Институте дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования г. Санкт-Петербурга имеется отдельный профиль «Музыкально-компьютерные технологии». Уникальность данной специальности объясняется тем, что в ней объединяются три вида деятельности: педагога со знаниями музыкально-компьютерных технологий, звукорежиссера и музыканта-исполнителя. Заведует кафедрой «Музыкально-компьютерные технологии» М.Черная — руководитель образовательного проекта «Школа современных искусств “Я творю!”», лауреат Международных конкурсов электронной музыки [5].

В Российском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете (РГППУ) г. Екатеринбурга с 2005 года существует кафедра музыкально-компьютерных технологи, которая имеет следующие научные профили: «Научно-методические основы применения информационных технологий в музыкальном образовании», «Освоение музыки как многомерного художественного явления мира» [6].

В заключение следует заметить, что научно-технических прогресс, инновационные процессы в образовании, актуализирует применение на уроках музыки электронных образовательных ресурсов. Однако, применяя музыкально-компьютерные технологии на уроках музыки нельзя забывать о главном — об искусстве и общении посредством музыкального искусства. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. И как бы высокотехнологичным не было общество, никогда машина не заменит живого человека. Не следует забывать о том, что музыкальным образованием, развитием творческих способностей детей занимаются не компьютеры и их программное обеспечение, а учителя музыки.

 

Литература:

1. Белов Г.Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862 – 2002» . Материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории, «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862–2002». СПб., 2002. — С. 145-148.

2. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е. В. Орлова. М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. Вып. 1. — 108 с.

3. Учебно-методический комплект «Музыкальное искусство» для начальной школы, рекомендуемый к использованию в Образовательной системе «Школа 2100» / Л.В. Школяр, В.О. Усачёва, В.А. Школяр. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.school2100.ru/program/program_start-muz.html (Дата обращения: 22.02.2014).

4. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ «Медиамузыка» № 1 (2012). [Электронный ресурс]. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html (Дата обращения: 22.02.2014).

5. Сайт Института декоративно-прикладного искусства. [Электронный ресурс]. URL: http://idpi-spb.ru/каф-музыкально-компьютерных-технологий (Дата обращения: 6.03.2014).

6. Сайт Российского государственного профессионального педагогического университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsvpu.ru/about/sipi-ugppu-rgppu/a-d/glazyrina-elena-yurevna/ (Дата обращения: 7.03.2014).