РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Г.Р. Сибгатова, Р. А. Туктаров, КФУ, руководитель Н.В. Шириева, канд. иск., старший преподаватель

История педагогики как науки о воспитании берёт своё начало в античной Греции, где педагогами назывались рабы, присматривающие за детьми аристократии . В дальнейшем понятие «педагог» получило более широкую трактовку – педагогами стали называть людей, профессиональная деятельность которых заключалась в обучении и воспитании детей.

Образцовой в Древней Греции являлась афинская система воспитания. Целью её было сформировать всесторонне образованного и гармоничного человека. Основы воспитания, уделявшие равное внимание развитию всех способностей человека, коренятся в греческой философии и эстетике. Древнегреческая философская система представляла знание как совокупность разных наук и искусств, именно поэтому античное образование возвело в принцип обучение всем дисциплинам в равной степени. Эта система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа семи свободных искусств (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Обучению музыке в греческой образовательной программе отводилось большое место. Любой греческий юноша должен был уметь петь, аккомпанируя себе на кифаре. Музыка имела важное воспитательное значение в силу того, античная философия видела в ней воплощение красоты и гармонии, которыми проникнута вся Вселенная.

Несомненно, что современная система образования во многом основывается на древнегреческом мультдисциплинарном подходе к обучению, согласно которому обучаемый должен овладеть как гуманитарными, так и точными науками, а также получить базовые навыки в сфере искусства. Музыка в этой системе, безусловно, не занимает такое важное место, какое она занимала в Древней Греции. Однако уроки музыки являются весьма значимыми и в наши дни, т.к. сохраняют своё воспитательное значение в качестве оплота культуры и нравственности.

Современное образовательное пространство ставит новые вызовы перед профессией учителя музыки. От педагога требуется не просто хорошее владение музыкальным инструментом, голосом, умение в доступной и интересной форме преподать необходимый набор знаний и умений. В настоящее время всеобщая компьютеризация и наличие интернета предполагает, что учитель музыки будет в полной мере владеть всеми IT технологиями и ресурсами, необходимыми ему для проведения уроков, позволяющими сделать их информативно более насыщенными, зрелищными и яркими.

Однако при этом существует опасность замены живого общения преподавателя с учениками. Необходимо помнить, что без словесной интерпретации музыкального произведения невозможно донести до школьников идейное содержание сочинения, дать его оценку, стимулировать учеников к размышлению и рассуждению. Еще В.А. Сухомлинский указывал на то, что словом невозможно объяснить всю глубину музыки, но без него «нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств» [1, с. 170]. Только слово может создать эмоциональное настроение, способствующее восприятию музыки учащимися, истинному погружению в её стихию: то есть подвести к тому итогу, именуемому древними греками словом «катарсис» – состоянию очищения, возвышения души, которое может быть даровано силой воздействия искусства.

Таким образом, нельзя не согласиться с ещё одним высказыванием Сухомлинского о том, что «музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» [1, с. 170].

Роль учителя музыки в современной школе важна еще и потому, что в наше время существует огромное количество музыкальных жанров и направлений, в которых очень сложно разобраться без компетентного педагога. Ведь предпочтения того или иного стиля появляются только тогда, когда у человека есть опыт восприятия всего музыкального многообразия. Чуткий и грамотный преподаватель, не отвергающий априори всё, что подарил миру XX и XXI век, не навязывающих догматически своё мнение касательно «правильной» и «неправильной» музыки, но тонко и аккуратно формирующий художественный вкус своих подопечных, будет истинным проводником в мире искусства.

Очень важным является тот факт, что художественный вкус является модификацией эстетического вкуса, который, в свою очередь, есть социальная способность, формирующаяся в процессе воспитания и образования личности. Развитый эстетический вкус отражает уровень самоопределения человека, его стремление к саморазвитию. Наличие эстетического вкуса определяется чувством меры – как «пропорциональности внутреннего и внешнего, гармонии духа, социального поведения, социальной реализации личности» [2].

Психологи считают, что музыкальное восприятие имеет большое значение для формирования эстетического вкуса. Ведь каждый слушатель «индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст» [2]. Этот процесс невозможен без культурного «багажа», благодаря которому осмысление музыкального произведения происходит в контексте целостного восприятия мира художественных ценностей.

Особая значимость роли учителя музыки достигается тем, что он, развивая художественный вкус учеников, тем самым формирует их эстетический вкус. В свою очередь, навык отличать плохое от хорошего, умение определять для себя ценностные ориентиры с неизбежностью транслируется на другие сферы жизни, задавая определённую планку мировосприятия человека и его социальной роли в обществе. Таким образом, эстетический вкус, начатки которого закладываются на уроках музыки, становится не только инструментом формирования уникальности человеческой личности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

 

Литература

1. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.

2. Плукин С.Г., Эстетический вкус / С.Г. Плукин [Электронный ресурс] – URL: http://plook.ru/index/esteticheskij-vkus/ (Дата обращения 1.06.2014).

3. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру: учебное пособие для лицеев и школ с гуманитарным профилем / А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. – Ч.1. – Москва: Флинта, 2011. – 192 с.

 

Добавить комментарий