ОСВОЕНИЕ ДЖАЗА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Е. Осипова, Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, г. Пенза

 Отечественная педагогика музыкального образования находится в постоянном поиске эффективных путей приобщения учащихся к музыкальному искусству, что обусловлено меняющимися социально-культурными, экономическими и политическими характеристиками жизни нашего общества. Необходимость освоения музыкально-культурного наследия разных времен и народов, стилевого разнообразия музыки и важность этого процесса для становления и развития гармоничной личности человека подчеркивается в трудах педагогов-музыкантов недавнего прошлого и настоящего: Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Николаевой, А. И. Щербаковой и др.

Достойный пласт музыкальной культуры представляет джаз, особый музыкальный язык джазовой музыки и неразрывно связанные с ним особые средства музыкальной выразительности. Импровизация как явление творческой свободы в джазе и способ постижения – переживания реального мира, отображенного средствами джазового искусства, а также богатство образов, тембровая красочность инструментов джаз-оркестра, яркая специфика вокала – все эти черты джаза, с нашей точки зрения, весьма привлекательны для школьников подросткового возраста. Известно, что именно подростки особенно восприимчивы к воздействию музыки необычной, стремятся постигать музыку «на пределе возможного», а таким характеристикам соответствует джаз.

Однако, наши наблюдения школьной практики, а также анализ музыкально-педагогической литературы и действующих программ по музыке для общеобразовательной школы привели нас к мысли о том, что проблема освоения подростками джазовой музыки до конца не решена: неполно раскрыто содержание способов освоения джаза на уроках музыки, форм и методов педагогического руководства данным процессом. Нами была поставлена цель – разработать методику освоения джаза на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Разработка названной методики потребовала рассмотрение джаза как педагогической проблемы.

Отметим, что джаз является сравнительно «молодым» явлением культуры ХХ века и его ровесником. Зародившись в США, в процессе своей эволюции он вышел за рамки чисто американского феномена, распространившись по всему миру и неся с собой определенный образ осознания окружающей действительности. По мнению исследователей, таких как Е. А. Барбан, Ю.Г. Кинус, Д. Коллиер, В. Д. Конен, Л. Н. Мархасев, Д. Мийо, Е. К. Овчинников, М. Стернс и др. развитие джаза продемонстрировало феномен ускоренного трансформационного процесса в искусстве.

Джаз (англ. Jazz) – форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры – свинг.

В историческом аспекте джаз – это синтез, полученный в оригинале из 6 принципиальных источников: ритмы Западной Африки, рабочие песни (work songs, field hollers), негритянские религиозные песни (spirituals), негритянские светские песни (blues), американская народная музыка прошлых столетий и музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество различных стилей и направлений, которые условно делятся на: а) традиционный джаз и «эпоху свинга»; б) современный джаз, включающий в себя стилевые направления, такие, например, как: бибоп, кул, прогрессив, соул-джаз, грув, фри-джаз, фьюжн. [1, 2, 3]

Огромное разнообразие жанровых и стилевых направлений джазовой музыки поставило перед нами ряд задач: какие произведения, прежде всего, предложить учащимся для изучения; в каком объёме давать музыкально-теоретические и музыкально-исторические сведения о джазе, чтобы пробудить у них интерес, но при этом не перегрузить информацией, и тем самым не отдалить их от джазовой музыки; какие методы музыкального образования применить в процессе освоения школьниками джаза и др.

В соответствии с ведущими компонентами содержания музыкального образования определили критерии освоения джаза на уроках музыки:

— эмоционально-ценностное отношение учащихся к джазовой музыке;

— познавательный интерес к джазовой музыке;

— собственно музыкально-творческая деятельность школьников на уроке.

Уделили внимание разработке содержательных установок к проведению цикла уроков музыки для 8 класса, посвященных джазу, которые включали: учебно-тематический план, музыкальный репертуар, краткое содержание разделов и тем, методические комментарии к проведению уроков. Установки включали три тематических раздела:

Первый раздел – «Истоки джаза: спиричуэлс, регтайм, блюз» – отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как джаз, знакомит учащихся с истоками джаза, основными жанрами этой музыки.

Второй раздел «Джазовая вокальная музыка. Персоналии: Луи Армстронг, Элла Фитцдералд, Сара Вон, Фрэнк Синатра, Бобби Макферрин и др.» – знакомит со стилями (направлениями) джазовой музыки, а также с творчеством и судьбами выдающихся зарубежных джазовых исполнителей.

Третий раздел «Итак, что же такое джаз?» – выводит учащихся на уровень обобщающих размышлений о джазе, отражая тем самым динамику его освоения. Предлагаются, композиции Скота Джоплина, Бени Гудмана и др. для слушания и анализа, например, стилевых комплексов характерных для джаза.

Содержание уроков было построено согласно принципам: историзма, последовательности и системности, а также концентрическому принципу, позволяющему познавать изучаемый музыкальный материал с разных сторон.

Определили комплекс методов, среди которых особое место заняли метод сравнения, метод наглядно-слухового показа, метод создания композиций и художественного контекста.

Приведем пример обращения к методу сравнения: учащиеся сравнивали различные вокальные интерпретации одного и того же произведения: например, «Summertime» в исполнении Эллы Фитцджералд и в исполнении Сары Воэн. Ребята выявляли общее и различное в исполнении, указывали на тембровые характеристики голоса, джазовую интонацию, индивидуальный творческий стиль исполнителя и т. п.

В результате апробации разработанной методики в процессе опытно-экспериментальной работы в школе мы получили положительные результаты. У подростков усилился интерес и эмоциональная отзывчивость на джазовую музыку. Они с удовольствием выполняли творческие задания, например, такие как: мини-сочинения; исполнение вокальных джазовых композиций; рисование музыки; подбор зрительного ряда в соответствии с образной характеристикой музыки. Учащиеся верно определяли различные жанры и стилистические направления джаза, проявляли интерес к творчеству известных джазовых исполнителей, анализировали образцы джазовой музыки, делились мнением, спорили, активно принимали участие в анализе прослушанных музыкальных композиций, высказывали собственные суждения. Уроки проходили в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности, поиска нового.

 Литература

1. Барбан, Е. А. Джазовые диалоги / Е. А. Барбан. – СПб. : Композитор, 2006. – 304 с.

2. Кинус, Ю. Г. Джаз: истоки и развитие / Ю. Г. Кинус. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 151 с.

3. Конен, В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. – М. : Советский композитор, 1984. – 312 с.

Добавить комментарий