ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Л. Волкова, Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, г. Пенза

 Формирование основ музыкальной культуры в школе как цели общего музыкального образование осуществляется посредством решения целостного комплекса задач, среди которых ведущее место занимает проблема восприятия музыки детьми. Эффективному развитию восприятия способствуют музыкально-образные представления, поэтому их формирование у школьников является одной из наиболее значимых проблем в современной педагогике музыкального образования.

Как известно, процесс осмысления категории «представление» начался еще в древнегреческой философии (Аристотель, Платон), большой вклад в разработку данной категории внесли зарубежные и отечественные философы (Г. В. Гегель, А. Шопенгауэр, П. Флоренский), а также психологи (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Ученые рассматривали представления как феномен различных психических процессов, таких как память, мышление, воображение, как процесс, формирующийся в деятельности.

Значителен спектр исследований, в которых в той или иной степени раскрывается сущностная характеристика «музыкальных представлений». Например, в музыкальной психологии (В. В. Медушевский, Б. М. Теплов, М. С. Старчеус, А. В. Торопова и др.) и музыкально-педагогической науке (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. В. Кравчук, Н. В. Морозова, Д. Б. Кабалевский и др.).

Обращаясь к трудам в области музыкальной психологии, мы опираемся, прежде всего, на положения Б. М. Теплова. Ученый справедливо утверждает, что зарождение музыкальных представлений происходит из способности воспринимать музыку и запоминать услышанное. Подчеркивается, что представления являются переработкой слуховых впечатлений и тесно связаны с деятельностью музыкального воображения, т. е. умения слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. [4, с. 177].

Современный психолог В. Г. Ражников в работе «Диалоги о музыкальной педагогике» подробно рассматривает роль музыкально — образных представлений в обучении детей музыке. Исследователь отмечает, что музыкальный образ – это чаще всего та обобщенная «картина», панорама поля его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением музыки через эмоции, стимулирующие семантику любого вида искусства [3, с. 32].

Роль образных представлений в процессе обучения музыке подробно раскрыта в исследовании Н. В. Морозовой. Автор рассматривает слуховые представления как средство всестороннего развития детей, позволяющее учителю и учащемуся находить в музыке образы, близкие своей образной сфере, делая знания и умения, транслируемые учителем, понятными учащимся с разными индивидуальными особенностями [2, с. 29].

Учитывая возрастные и музыкально-психологические особенности детей младшего школьного возраста, полагаем, что процесс формирования музыкально-образных представлений на уроках музыки в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

 создания эмоционально-творческой атмосферы на уроке музыки;

 применения специального комплекса методов музыкального образования;

 включения определенной последовательности этапов работы в процесс формирования музыкально-образных представлений.

В создании эмоционально-творческой атмосферы на уроке музыки особенно значимо искреннее заинтересованное отношение учителя к детям, его креативность, проявления личностной позиции в музыкальном искусстве, высокий уровень профессиональных компетенций.

Процесс формирования музыкально-образных представлений нацелен на активизацию индивидуального образного восприятия музыки учащимися с последующим воплощением образных представлений в различных видах деятельности: в пластическом интонировании; в вокальном, инструментальном исполнении музыки; образном рассказе — «анализе» о прослушанном музыкальном произведении, рисовании музыкальных образов и т. п. Эффективному развитию музыкально-образных представлений способствует отобранный нами специальный комплекс методов музыкального образования. Графически группы методов могут выглядеть следующим образом:

 pic

Осуществление процесса формирования музыкально-образных представлений проходит поэтапно. Обозначенные выше группы методов применяются на каждом из этапов, однако выбор тех или иных методов, определяется учителем в зависимости от конкретного музыкального материала.

Первый этап: формирование музыкально-образных представлений младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на основе эмоционально-сознательного восприятия музыкального произведения и его ведущих средств музыкальной выразительности.

Второй этап: формирование музыкально-образных представлений школьников на основе принципа взаимодействия искусств в организации процесса восприятия конкретного музыкального произведения.

Реализация принципа взаимодействия искусств может вызывать определенные трудности, сопряженные с необходимостью сохранить специфику урока музыки. Важно здесь выявление глубинного родства музыки с другими видами искусства, которое осуществляется на разных уровнях, например: а) человек и его духовный мир как единый центр искусств; б) историко-тематические связи между искусствами; в) общность жанровых и образных сфер разных искусств; язык и выразительные средства в искусствах.

Для решения указанной проблемы используются также различные творческие задания, направленные на восприятие музыкальных образов при помощи звуковых и художественных иллюстраций, цветовых решений, литературных сюжетов и т. д. На уроке применяются различные виды деятельности (вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т. д.).

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по указанной проблеме доказала эффективность разработанных педагогических условий. На уроках музыки ученики учились постигать содержание музыкальных произведений, ведущих средств музыкальной выразительности в их смысловой нагрузке, а также эмоционально и осознанно передавать музыкальные образы в пластических движениях, инструментальном, вокальном исполнении, рисунках, стихах и рассказах о музыке.

Формирование музыкально-образных представлений младших школьников способствует глубокому эмоциональному и осмысленному постижению музыкального искусства, расширению их интонационного словаря, а также является стимулом к их творческим проявлениям в различных видах музыкальной и деятельности.

 Литература

1. Кравчук, Л. В. Развитие художественно-образного воображения через синтез искусств на уроке музыки / Л. В. Кравчук // Музыкальная педагогика и исполнительство : традиции, проблемы, перспективы; материалы науч.-практич. конф. (4-5 марта 2003 г.) – М. : МГУКИ, 2003. – С. 106-109.

2. Морозова, Н. В. Развитие полимодальных музыкально — образных представлений в процессе обучения (на материале вузовской подготовки учителя музыки): дисс. …канд. пед. наук / Н. В. Морозова. – М., 2005. – 157с.

3. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – М. : Классика – XXI, 2004. – 140с.

4. Теплов, Б. П. Психология музыкальных способностей / Б. П. Теплов. – М. : Просвещение, 1985. – 335 с.

Добавить комментарий