МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ЖАНРОВ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О. Курникова, Пензенский государственный педагогический, университет имени В. Г. Белинского, г. Пенза

Одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является определение соответствующего педагогического музыкального материала, с которого целесообразно начинать первые шаги в освоении музыки в школе.

В прогрессивных зарубежных концепциях и методиках музыкального воспитания, прежде всего, З. Кодаи (Венгрия), К. Орфа (Австрия), Б. Тричкова (Болгария) и др. на начальном этапе музыкального обучения основным художественно-педагогическим средством служит народная музыка.

Отечественная музыкальная педагогика также опирается на применении в процессе начального музыкального обучения народной музыки, частности русской народной музыки. Педагоги-музыканты справедливо пишут о том, что надо начинать работу от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни [3]. В русских народных песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна и, пожалуй, ни с чем несравнима. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его талант, трудолюбие и оптимизм наполняют песни богатством содержания. Истоки народного песенного творчества связаны с его устностью, «бесписьменной традиционностью» (И. И. Земцовский), поскольку в естественной среде бытования именно таким образом закреплялись и обновлялись жанры музыкального фольклора, в том числе русской народной песни. Даже песни, сопровождающие быт детей отличаются ярко выраженным характером, функциональностью и стилистическими чертами.

Согласно, например, М. Н. Мельникову детские песни по жанровым признакам делятся на четыре группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 4)песни с припевом; 4) песни перегудки.

Классификация детского песенного фольклора, опирающаяся на исследования Г. С. Виноградова, О. И. Капицы, представлена следующим образом: I – календарный фольклор; II- потешный фольклор; III – игровой фольклор.

В календарный фольклор входят произведения. Связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т. д. Собственно детский календарный фольклор – заклички, например, различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.).

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, в которых отражается яркое событие или стремительное действие, передан какой-либо эпизод. Например, небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений.

К игровому фольклору в соответствии с типологическими группами игр относятся следующие жанры:

1 группа – театрализованные: скоморошины, масленичные, жаворонки и др.;

2 группа – спортивные: заклички, припевки, бойцовские;

3 группа – хороводные, плясовые.

Освоение младшими школьниками жанров русских народных песен и, в том числе, обозначенных выше жанров детского песенного фольклора осуществляется с помощью специальных методов. Охарактеризуем некоторые из них.

Преемственное использование музыкальных традиций нацеливает на развитие у детей творческих умений применять в музыкальной деятельности приобретенные знания о народных песнях, истории их возникновения и бытования.

Ориентация младших школьников в ценностях русской народной песни предполагает последовательное введение в ценностный духовный мир народного музыкального творчества на основе знаний и представлений о музыкальных традициях и обычаях русского народа. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению в народе учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Непосредственное обращение к аутентичному песенному фольклору способствует его освоению через подлинные образцы. Разумеется, этот метод требует особой осторожности, к чему призывал еще Б. В. Асафьев [1, с. 110], поскольку возникают противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, синкретичности, его связи с практическими жизненными ситуациями и т. д.

Итак, образная содержательность, мелодическое богатство, разнообразие ритмов, ясность и простота формы – характерные черты русского песенного творчества. Освоение его жанров в начальной школе во многом определяет успешность достижения цели музыкального образования учащихся – формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности.

 Литература

1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1973. – 144 с.

2. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 240 с.

3. Шамина, Л. В. Школа русского народного пения / Л. В. Шамина. – М. : Всероссийское музыкальное общество, 1997. – 86 с.

Добавить комментарий