ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М. Зорина, Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, г. Пенза

В настоящее время, в связи нестабильностью социальной, политической и экономической сфер жизни российского общества, проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро. В системе духовно-нравственных воздействий современной общеобразовательной школы все большее внимание уделяется изучению музыкальных ценностей традиционных религий народов России, в том числе православной музыке.

Православие сыграло исключительную роль в истории России, в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Изначальная обращённость к человеческой душе, глубокая нравственность и возвышенная красота православных обрядов и песнопений создают благодатную основу для достижения ведущей цели музыкального образования в школе – воспитания музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Обращение к музыкальному наследию русской православной церкви предоставляет широкие возможности для решения многих задач полноценного развития школьников. Приобщение детей к духовной музыке воспитывает них любовь и сострадание к человеку и окружающему миру, патриотизм и уважение к отечеству, пробуждает чувство красоты и добра, внутренней гармонии.

Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии Православная Церковь отводила и продолжает отводить церковному пению и обучению ему, поскольку православное богослужение, прежде всего, связано с пением.

Уже со времен Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. По мере развития системы музыкального образования изучение русской духовной музыки всегда оставалось неотъемлемой частью музыкального воспитания во всех типах общеобразовательных учебных заведений России.

Однако после 1917 года по известным историческим причинам изучение русской духовной музыки в школе было на долгие годы прекращено. Лишь в 90-х годах прошлого столетия усилиями немногих педагогов-музыкантов и исследователей были успешно подготовлены и внедрены в практику программы для общеобразовательной школы по изучению русской духовной музыки как неотъемлемой части отечественной музыкальной культуры. Особо отметим программы по русской духовной музыке для общеобразовательной школы, созданные И. В. Кошминой. Автору принадлежат убедительно разработанные пути введения духовной православной музыки в школьный урок: художественный ансамбль православного культа; духовная музыка и русская классика; диалог христианских культур; отечественная история и православная культура; диалог поколений; творцы духовной музыки. Назовем также программу «Музыка: 1-8 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в которой глубоко раскрывается тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Вместе с тем, как свидетельствует современная музыкально-педагогическая практика, включение в содержание общего музыкального образования образцов русской духовной музыки крайне затрудняется методической неподготовленностью учителей к реализации воспитательного и образовательного потенциала русской православной музыки. Кроме того необходимо учитывать тот факт, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и не верующие. В этих условиях необходимо постоянно помнить об осуществлении культурологического подхода к изучению образцов православной музыки.

Введение русской духовной музыки в учебный процесс общеобразовательной школы выдвигает, разумеется, определенные требования к учителю музыки. Ему необходимы знания истории богослужебного пения и Русской Православной Церкви, знания основных положений устава Православного богослужения.

Более эффективному освоению учащимися русской духовной музыки могут способствовать следующие педагогические условия:

1) учет возрастных и музыкально-психологических особенностей школьников;

2) применение хорового пения как ведущего вида учебной музыкальной деятельности учащихся по освоению русской духовной музыки;

3) реализация специальных методов, способствующих освоению русской духовной музыки в общеобразовательной школе, таких как:

а) метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева), предполагающий организацию совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях, а также происходит освоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа;

б) метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е. В. Николаева), реализующий основные положения интонационного учения Б. В.Асафьева применительно к проблемам общего музыкального образования, а в аспекте нашей работы – прежде всего, применительно к решению задач вокально-хоровой работы над образцами русской духовной музыки;

в) метод предварительного настроя на восприятие духовно-нравственного содержания конкретного музыкального образца русской духовной музыки. Названный и разработанный нами метод подразумевает приведение учащихся состояние покоя, сосредоточенности, благоговения средствами беседы о содержании песнопения, а также применения соответствующего зрительного ряда (икона праздника или святого; репродукции картин художников духовного содержания).

Безусловно, что содержание уроков музыки значительно обогащается посредством организации разнообразных форм внеклассной работы, например: экскурсий по храмам и монастырям, школьных утренников, посвященным православным праздникам, тематических бесед.

Эффективность предложенных нами педагогических условий освоения русской духовной музыки в школе подтвердилась в ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы с детьми младшего подросткового возраста в МБОУ СОШ № 8 г. Пензы в 2011 году. Дети с большим желанием слушали и исполняли духовные песнопения: тропари и кондаки Рождества Христова, Сретения Господня знаменного, столбового, греческого, болгарского распевов, а также авторские духовные произведения, такие как «Отче наш» П. И. Чайковского, «Ангел вопияше Благодатней» М. П. Мусоргского и другие произведения.

В заключение подчеркнем, что музыка русской православной церкви – это не только часть религиозного действия, но и важнейший пласт отечественной и мировой музыкальной культуры. В русской православной музыке сокрыты глубокие национальные корни, она является неисчерпаемым источником духовных общечеловеческих ценностей, эстетических и художественных идеалов, нравственности. Наполненная глубоким смыслом, она имеет богатый педагогический потенциал. Именно поэтому музыкальное искусство русской православной церкви является действенным средством воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И. В. Кошмина – кн.1: История. Стили. Жанры. – М. : Владос, 2001. – 224 с.; кн. 2: Программы. Методические рекомендации. – М. : Владос, 2001. — 160 с.

2. Мартынов, В. И. История богослужебного пения : учеб. пособие / В. И. Мартынов. – М. : РИО Федеральных архивов, 1994. – 240 с.

3. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: исследование / Е. В. Николаева. – М. : ООО «Ритм», 2009. – 408 с.

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. – 160 с.

Добавить комментарий