ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ЕГО РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е. Михайлова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, научный руководитель Г. З. Дайнова 

Авторы современных концепций склонны считать, что обучение, в отличие от процесса воспитания, имеет свои специфические особенности. Процесс обучения представляет собой процесс познания, в результате которого под руководством учителя в сознании ребенка происходит отражение реальной действительности.

Важно отметить, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога. Ведь в современном мире делается акцент на развитие гуманной, личностно-ориентированной, нравственной и разносторонне развитой личности.

Из всего сказанного, на первый план выдвигается идея развития активности и самостоятельности ребенка. Развитие познавательного интереса во многом способствует воспитанию данных качеств. Исследования Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половникова, Г. И. Щукиной и др. в очередной раз подтверждают зависимость развития познавательного интереса и результата учебной деятельности школьника.

Необходимо отметить, что познавательный интерес является одной из важнейших составляющих в структуре учебной деятельности. Анализ литературы и эмпирического опыта обнаруживает противоречие между необходимостью развития познавательного интереса младшего школьника и подготовленностью будущих учителей к этой работе.

Познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Он имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от учителя.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Развитие познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации, через включение школьников в творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Музыка, искусство в целом – основная сфера жизнедеятельности ребенка в начальной школе – вот идеал, выражающий отношения ребенка и музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество ребенка. Познавая закономерности и природу музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего мира. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, ребенок, таким образом, все измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познает самого себя, свой внутренний мир.

В ходе нашей экспериментальной работе мы ознакомились и отобрали диагностики, валидные нашему исследованию по определению мотивации детей младшего школьного возраста. Так же нами была разработана анкета на выявление преобладающих интересов и отношения детей младшего школьного возраста к урокам музыки. После чего мы определили у детей II класса коэффициент интенсивности познавательной потребности, далее провели ряд практических занятий с использованием различных методов музыкального образования. По окончании практических занятий мы повторно обратились к анкете с целью сравнения полученных результатов. Наглядно убедились, что общий балл и уровень познавательной потребности у всех детей повысился.

Результаты эксперимента показали, что маленьких школьников еще привлекает и дидактическая игра, и сказка, и привнесение в урок элементов занимательности. Однако воспринимается ими это положительно лишь в том случае, если игровые и занимательные элементы даются внутри серьезных учебных занятий и если они облегчают им напряженный учебный труд. Учитывая возрастные особенности необходимо планировать урок с использованием различных видов музыкальной деятельности, методов музыкального образования, форм проведения уроков и различных видов домашнего задания.

Проведя наблюдения, анкетирование, беседы, уроки музыки, нами были суммированы все данные и систематизированы методы музыкального образования, которые представлены в виде памятки с наиболее эффективными педагогическими условиями, методами и путями развития познавательного интереса на уроках музыки.

Прежде всего, при планировании работы с младшими школьниками необходимо учитывать:

– возрастные особенности – один из основополагающих педагогических принципов. Ведь если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.

– младший школьный возраст – это пора становления основных психических новообразований (мышления, памяти, внимания, восприятия). Для ребенка данного возраста характерна непосредственность проявления чувств, при этом наблюдается отчетливое проявление и восприятие полярных эмоций и непонимание или неадекватное восприятие и проявление эмоциональных оттенков. Часто внутренне состояние и переживания взрослых недоступны для понимания младшего школьника и тем более не могут вызывать у него сопереживания, без которого невозможен процесс его общения с музыкой. Поэтому необходимо использовать возможности музыкальных уроков таким образом, чтобы, учитывая разные психологические состояния детей, подбирать соответствующий музыкальный материал, виды деятельности для регуляции их психологического состояния и приведение учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности и, конечно же, к наиболее эффективному овладению учебного материала.

– Вместе с тем детям этого возраста присуще яркое, образное воображение.

– Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают все благоприятные предпосылки для формирования и развития личности ребенка в целом.

– Небольшой объем внимания – это обусловливает необходимость частого переключения их с одного вида деятельности на другой. Поэтому возникает целесообразность мозаичного построения урока с включением в него разнообразных видов музыкальной деятельности, но с приоритетом практических: пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности, инсценировки песен и т. п.

– Моторную активность так же необходимо иметь в виду при работе с младшими школьниками. Вот почему так полезно включение в план урока музыки инструментального музицирования, разных видов музыкально-пластической деятельности, драматизации и т. п.

– Дидактическая игра, сказка, и привнесение в урок элементов занимательности воспринимаются ими положительно лишь в том случае, если игровые и занимательные элементы даются внутри серьезных учебных занятий и если они облегчают им напряженный учебный труд.

– Внесение проблемы в урок – неотъемлемая часть формирования и развития познавательной активности и интересов у младших школьников.

Общедидактические методы на уроках музыки:

• метод сравнения (Б. В. Асафьев):

 метод выявления сходства и различия;

 метод идентификации – отождествление предметов, объектов, предметов, явлений, процессов, их опознание (например, узнавание знакомого произведения среди других);

 метод перекодирования – представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и пр.;

• методы наглядно-слухового показа выражается главным образом в демонстрации учащимся какого-либо музыкального произведения (средств выразительности, исполнительских интерпретаций и пр.), может быть показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и пр.

• словесные методы с одной стороны помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой – оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания.

И с учетом всего сказанного, мы определили комплекс специальных методов музыкального образования, при опоре на которые можно будет целенаправленно развивать познавательный интерес у младших школьников.

Во-первых, это методы, развивающие способность переживать эмоционально-образное содержание музыки и формирующие потребность активного общения с музыкой. К которым можно отнести:

• метод эмоциональной драматургии (предложенную Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным), т. е. построение урока, которое активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствуют созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, его кульминации. Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются – эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока;

• метод контрастных сопоставлений (О. П. Радынова);

• метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев);

• метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский). Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; 3) окончательный вывод, который и произнести должны сами учащиеся;

• метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская). По мнению Е. Д. Критской, он обеспечивает представленность в содержании занятий начальной школы различных пластов музыкальной культуры в интонационно-образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Также данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства;

• метод переинтонирования (М. С. Красильникова);

• метод моделирования художественного образа (А. А. Пиличаускас);

• метод создания композиций (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова) направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и пр.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения;

Во-вторых, методы, направленные на становление творческой потенции ребенка:

• метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр) направлен на становление творческой потенции ребенка. Этот метод требует самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т. д.), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации;

• метод сочинение сочиненного (В. О. Усачева). Данный метод, по мнению автора, «требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний, способности к творчеству и развитие восприятия как способности к индивидуальному слышанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки»;

• метод уподобление характеру звучания музыки: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное (О. П. Радынова);

В-третьих, методы, направленные на усвоение музыкальных знаний и развитие музыкальных способностей, музыкального мышления, музыкальной культуры:

• метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному (Д. Б. Кабалевский) или метод перспективы и ретроспективы в процессе музыкального занятия, ряда уроков, всего процесса музыкального образования (Э. Б. Абдуллин) направлен на формирование у детей целостного представления о музыке, а так же на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и т. д.;

• метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе и т. д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и различие от других видов искусства и т.д.);

• метод палмофонии («звучащая рука») и палмографии («рисующая рука») (М. С. Красильникова).

Конечно же, все методы музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников включает в себя комплекс уточняющих и детализирующих его методических приемов.

Таким образом, диагностика учащихся в ходе наблюдения, анкетирования, анализа творческих работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволили с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы. То есть при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения. Самое главное не упустить момент и включая начальную школу продолжать поддерживать и развивать познавательный интерес у детей. Повышать интерес к уроку музыки и искусству в целом.

Добавить комментарий