РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

М. Князьков, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Научный руководитель Н. И. Чинякова

 Для современной России важнейшей задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Как составной элемент общего воспитательного процесса, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций и образования по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Решение этой проблемы во многом зависит от качества ее решения в системе образования, на что указывают нормативно-программные документы государственного и регионального уровня. Воспитание патриотов страны, граждан демократического общества подразумевает формирование в детях и юношестве уважения к правам и свободам личности, своей Родине, ее законам, символам, истории и культуре, качеств будущих защитников Отчества. Из сказанного следует, что значительное место в указанном направлении развития школьников отводится военно-патриотическому воспитанию, поскольку формулировка данного понятия рассматривается как целенаправленный управляемый процесс личностного развития школьников на основе боевых традиций народа, формирования готовности к выполнению задач по защите Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями навыками. Сказанное подчеркивает важность активной позиции учителей школ, обеспечивающих оптимальную организацию данного воспитания и эффективное достижение поставленной цели.

Для этого необходима методическая поддержка учителей, основанная на научных исследованиях, упорядочивающих и обобщающих практику реализации рассматриваемого процесса. Не случайно за последние годы появились работы по различным аспектам данной проблематики. Так, только в диссертационных исследованиях к ней обращались С. А. Алиева (2002 г.), К. В. Бурьян (2005 г.), Р. Ш. Гизатуллин (2005 г.), В. В. Дьяченко (2001 г.), В. А. Заставенко (2005 г.), В. И. Кузьмин (2004 г.), Г. М. Лисенко (2005 г..), В. И. Лутовинов (1998 г.), И. В. Мельчакова (2003 г.), В. Ю. Микрюков (2009 г.), Г. А. Самарец (2001 г.) и другие. Однако, анализ разного типа изданий показал, что военно-патриотическое воспитание в них охватывает только старшеклассников, реализуется в рамках внеклассной работы и учреждений дополнительного образования и специальной направленности (суворовские училища, кадетские классы, спортивных школ, клубы скаутов, поисково-патриотические и т. п.). В условиях общего образования военно-патриотическое направление работы находит активное воплощение и межпредметные связи только с уроками физической культуры, истории и литературы.

Следует отметить, что данное развитие требует продолжительной и планомерной педагогической деятельности, которая осложняется неоднозначным отношением к службе в армии, сложившемся в последнее время в социуме. Более того, в рассматриваемом процессе слабо используется существующий потенциал различных учебных дисциплин, к которым относится «Музыка». Как вид искусства, музыка способна активно воздействовать на душу, психику, эмоции человека, через что формировать его убеждения, взгляды, сознание, отношение к миру.

Для учителя музыки необходимо понимание важности военно-патриотического воспитания, иметь установку на его реализацию и видеть пути достижения поставленных целей. Для этого надо использовать возможности присутствующие в программе предмета «Музыка», которые не только очевидны, но и носят скрытые формы. Например, к первой категории в программе Д. Б. Кабалевского относятся произведения «Песня о пограничнике» С. Бугославского, ария Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, фрагмент из второй части кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса, «Летите голуби» И. Дунаевского и т. п. В то же время в этом направлении могут работать и «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, и траурный марш из Третьей симфонии Л. Бетховена и другие произведения, при освоении которых работа по военно-патриотическому воспитанию способна усилить воздействие музыки на школьников и не займет много времени.

Учитывая, что временные рамки уроков расширяют внеклассные формы занятий, цель которых состоит в том, чтобы углубить знания учащихся, достигнуть более высокого уровня развития их двигательных способностей, нравственных качеств, сформировать интересы и склонности, то они могут создать благоприятные условия для реализации военно-патриотического воспитания. Во внеклассной работе в младшей школе присутствует большое количество мероприятий, направленных на пробуждение любви к отечеству, малой Родине, дому, семье, культуре, традициям. И если это становится дорогим, начинает представлять личную ценность для ребенка, только тогда у него возникает желание защищать, охранять, беречь. Включая в этот процесс элементы военной тематики, закладывается основа будущих высоких результатов, поскольку в детском возрасте человек склонен к большей эмоциональности и искренности, запоминает ярче и на более долгий период.

На наш взгляд, имеет большое значение рассмотрение учителем музыки военно-патриотического воспитания как процесса актуального и для мальчиков, и для девочек. Нередко применять его шире не позволяют гендерные ограничения, поскольку будущие воины, защитники страны – это завтрашние мужчины. Однако женщины не только во время войны выполняли колоссальные объемы разной деятельности, но и должна уметь вселять солдату веру в себя и в победу; уметь провожать и ждать; уметь подставить пусть и хрупкое, но преданное плечо. И это предельно важно для воина, поскольку он должен знать, что на Бронной и на Маховой есть тот, кто его ждет, хранит синенький платочек, пишет письма. Данные чувства вполне понятны младшим школьникам. Они глубже начинают чувствовать настроение, художественный образ и его драматургию, обеспечивает взаимообразный характер продуктивности процессов музыкального и военно-патриотического воспитания.

Добавить комментарий