ОЛИМПИАДА ПО МУЗЫКЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И. Калинина, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель О. Ф. Асатрян 

Изменение парадигмы образования обусловило новое осмысление содержания, форм, технологий и методов общего музыкального образования, обновление моделей современного урока музыки. Среди различных форм музыкального обучения школьников общеобразовательных учреждений, разрабатываемых и реализуемых в настоящее время, одной из наиболее ярких является олимпиада по предмету «Музыка».

Главная идея олимпиады – предоставить школьникам проявить свои творческие способности. Специально составленные задания позволяют выявить наиболее способных и одарённых детей для дальнейшей поддержки креативной составляющей их музыкального образования.

Ключевые идеи олимпиады по музыке:

• поиск области «перекрестных интересов» (без чего (по Ю. М. Лотману) невозможна коммуникация), минимизация «разрыва поколений»;

• интеграция информационных и педагогических технологий;

• максимальная открытость, освоение новых технологий, как школьниками, так и учителями, и особенно в творческой деятельности.

Олимпиада по музыке подразумевает, прежде всего, выявление индивидуального характера и направленности музыкальных и творческих способностей школьников и выяснение тенденции их изменения. Решение данной задачи, как свидетельствует практика проведения подобных олимпиад, возможно при условии, что сама Олимпиада для участников будет иметь элемент новизны, неожиданности, увлекательности, проблемности.

Задание должно быть необычным, интегративным по своему характеру, когда его выполнение включает в себя разные типы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, оценивание, вживание в образ и анализ своего труда, восприятие и творчество (задание, объединяющее работу правого и левого полушария), т. е выявляющие целостность творческих способностей, их универсальную природу. Все это возможно через универсальность природы музыкального искусства, через предъявление всего многообразия различных видов искусства.

Известно, что развитие творческих способностей носит неравномерный характер и чтобы замерить творческий потенциал учащихся, сами задания должны быть творческими.

Основные принципы проведения олимпиады:

Задания собраны в блоки, создающие ощущение движения по ступенькам самопознания:

• Первая ступень – учимся у мастера (по аналогии).

• Вторая ступень – разнообразие мира музыкального искусства и почерка разных мастеров.

• Третья ступень – осознание истиной ценности произведений музыкального искусства, шедевров, их духовная направленность.

Итак, восхождение в самопознании от ученичества до творческого осмысления проблем музыкальной культуры, от саморефлексии к обращенности вовне.

Комплекс принципов проведения олимпиады по музыке:

1. Опора на базовые способности: образное мышление, сопереживание, устремленность к творчеству.

2. Целостный характер заданий: включающий как эмоциональные, так и интеллектуальные регистры личности.

3. Сохранение эстетической целостности восприятия музыкальных произведений.

4. Тематический принцип выстраивания заданий, связанный с историей музыкальной культуры и содержанием Федерального компонента государственного стандарта по предмету «Музыка». Восхождение от простого к сложному, как формы проявления активности: постепенное погружение ребенка в процесс самопознания, от односложных заданий к открытым вопросам и заданиям.

5. Использование внепрограммного материала.

6. Обращенность к другим видам искусства.

7. Ненавязчивое приглашение к творческому диалогу.

8. Активизация неформального участия, приглашение к искреннему диалогу, исповедальному характеру общения (особенно в разделах с открытыми вопросами).

9. Ориентация на творческий потенциал эксперта.

10. Не навреди!

11. Разнообразие вопросов и заданий, обращенных к различным видам художественной деятельности, что дает возможность каждому проявить себя в каком-то разделе, поддержать интерес к олимпиаде.

Основная цель олимпиады: выявление уровня сформированности музыкальной культуры учащихся и их творческого потенциала.

Именно эта цель должна стать руководством при составлении заданий олимпиады.

Необходимо решить следующие задачи:

• минимизировать задания, направленные на выявление узкоспециальных и частных знаний, выполнение которых опирается на универсальные знания и понимание «ключевых тем»;

• избежать возможность «отрепетированности» выполнения заданий, попав в зону выученных программных произведений;

• предоставить всем детям (занимающимся и не занимающимся в музыкальных школах) единые стартовые возможности для проявления творческих сил.

В заключении следует отметить, что к основным критериям для определения уровня творческого развития младших школьников могут быть отнесены:

• способность учащихся выйти за рамки предмета «Музыка», синтезировать различные эстетические явления и факты жизни;

• способность к творческому моделированию;

• искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

• самостоятельность и оригинальность суждений.

 Литература

1. Маслова, Л. П. Формы и методы контроля качества учебной деятельности на уроках музыки, МХК : пособие для учителя / Л. П. Маслова. – Новосибирск : НИПК и ПРО, 2008. – 47с.

2. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. – М. : Просвещение, 2006. – 174 с.

Добавить комментарий