ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО ХОРА

А. Козлова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический, институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель Т. А. Козлова

Содержание педагогической деятельности в процессе управления хоровым коллективом обусловлено особенностями его организационной и художественной структуры.

В этом процессе хормейстер выстраивает свою деятельность в двух аспектах:

1. Общение со всем коллективом в репетиционной и концертной периоды управления хором.

2. Индивидуальное общение с каждым участником:

– творческое общение руководителя с певцами при помощи специфических дирижерских жестов, творческих контактов в репетиционный и концертный периоды управления;

– общение во вне репетиционный период управления.

Наиболее действенным педагогическим методом обучения воспитания в сфере музыкального искусства являются индивидуальные творческие контакты педагога с учеником.

Проблема индивидуального педагогического воздействия в процессе руководства самодеятельным школьным хором – одна из актуальных и сложных в теории управления художественными самодеятельными коллективами.

Совершенно очевидно, что руководителю хора для ориентации в работе необходимы, прежде всего, сведения об особенностях личности каждого из участников хора: уровне музыкальной подготовки и опыте деятельности в сфере самодеятельного хорового исполнительства, мотивационной сфере, психологических качеств и т. д.

Для облегчения задачи управления самодеятельным хором, для создания системы индивидуальных педагогических воздействий в сфере самодеятельного хорового исполнительства необходима типология самодеятельных певцов, разработанная на основе их всестороннего изучения.

По уровню музыкальной подготовки и творческим особенностям, по психологическим качествам и отношению друг к другу, к коллективу и руководителю среди участников хора особенно отчетливо выявляются четыре типа певцов: силовой, эмоциональный, рациональный и творческий.

Певец силового типа.

Мотивы вступления в коллектив и деятельность певца этого типа имеют эгоистическую направленность. Он рационален и себялюбив по своей природе. Отношения свои в хоре он строит чаще всего «от себя», преследуя личные цели общения. Важнейшим признаком певца силового типа является его умение общаться с участниками коллектива и руководителем хора. Его речь, манера держаться убеждают своей уверенностью и искренностью.

Целевая установка певца силового типа – стать солистом хора. Поэтому мотивы его деятельности довольно четки и конкретны: концертно-познавательные, учебно-творческие и музыкальные. Он уверен в своих творческих способностях, хотя чаще всего обладает средними вокальными данными.

Певец силового типа всегда старается вызвать симпатию руководителя хора, а в конфликтных ситуациях всегда на его стороне. Однако занятый идеей своего вокального роста, он менее других проводит время на репетициях хора. Обладая маской искушенного в хоровом пении человека, певец силового типа, как правило, неуверенно ведет свою хоровую партию.

Успешные концертные выступления еще больше утверждают его в эгоистической направленности мотивов деятельности в хоре. Однако духовные запросы этого певца весьма ограничены, и поэтому его исполнение вокальных произведений в целом отличается невысоким вкусом.

Певец эмоционального типа.

Для эмоционального типа не характерна рациональная продуманность поведения, свойственная силовому типу. В его отношениях и деятельности наиболее активно проявляется сфера чувств. Самодеятельный певец данного типа очень чувствителен к внешнему воздействию: поддается внушению и доверчив.

Певец эмоционального типа очень общителен и, если не раздражен, способен понимать хористов.

Психологические качества певца эмоционального типа располагают его к роли солиста хора. В отличие от певца силового типа, он способен вдохнуть эмоции в музыкальное произведение и исполнить его на высоком художественном уровне.

Обладая ярким эмоционально-образным внутренним миром, этот певец обидчив на замечания руководителя. Под влиянием эмоций бывает, несдержан и неуправляем.

Певец эмоционального типа нередко конфликтует. Причины конфликтов самые разные, но в их основе лежит личная обидчивость на все, с чем он не согласен. При всей неустойчивости этот певец предан коллективу.

Расположенность певца к творчеству делает его очень ценным участником хора. Музыкальность певца и способность эмоционально выразить образно-художественный строй музыкальных произведений способствует созданию атмосферы творчества в коллективе.

Певец рационального типа.

Отношения певца рационального типа, в которых ведущую роль играет мышление, значительно более устойчивы и объективны, чем отношения певца эмоционального типа. Такому певцу не свойственна обаятельность певца эмоционального склада, умеющего нравиться окружающим. Он может казаться скучным, нудным, холодным.

Певец рационального типа, вследствие активной работы мышления и воображения, всегда занимает себя деятельностью во внутреннем мире, может обходиться и не скучать без внешнего общения. Цель деятельности иногда представляется ему значительнее переживаний других участников хора.

Устойчиво доминирующими в деятельности певца рационального типа являются музыкальные и учебно-познавательные мотивы. Певец рационального типа, как правило, отличается большой любовью к хоровому пению, к его многоголосной и многотембровой основе. На репетициях всегда предельно внимателен, исполнителен и отличается большой дисциплиной творчества. Его эмоциональная наполненность исполнения музыкального произведения чаще всего проявляется в концертных выступлениях хора. Самым развитым компонентом музыкальных способностей часто является музыкальный слух, именно поэтому певец рационального типа почти всегда отличается чистотой интонирования хоровых партий.

Такой певец не самолюбив, не тщеславен. Именно поэтому его деятельность в коллективе лишена эгоистической направленности, у него не наблюдается непременного стремления к личному успеху, он живет интересами коллектива.

Певец творческого типа.

Певец творческого типа в хоровой самодеятельности встречается реже. В отношениях с участниками коллектива и руководителем он очень ситуативен, когда общается с участниками хора с учетом их характера, понимая каждый момент их душевного состояния. Он очень наблюдателен, обладает хорошим воображением и мышлением. Его стремление к совершенным формам общения всегда способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Ведущие мотивы деятельности – концертно-пропагандистские и учебно-познавательные.

Певец творческого типа, как правило, одарен вокально и музыкально: у него в одинаковой мере развиты все компоненты музыкальных способностей. Он, как правило, артистичен. В моменты сценических вступлений его лицо всегда выразительно и одухотворено.

Выше даны характеристики певцов силового, рационально и творческого типов. Это характеристики являются результатом изучения характерологических свойств личности, творческих возможностей и отношений конкретных участников хоровой самодеятельности.

Однако в практике хоровой самодеятельности иногда встречаются певцы смешанного типа, например, эмоциональный на рациональный основе и наоборот – силовой на эмоциональной основе.

Поэтому данная классификация певцов самодеятельного хора, надо полагать, не раскрывает в полной мере всех вариантов индивидуально-психологических различий, но представляется целесообразной в работе с участниками школьной хоровой самодеятельности.

Литература

1. Багадуров, В. А. Музыкальное обучение и воспитание в школе /В. А. Багадуров. – М. : АПН РСФСР, 1955. – 165 с.

2. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1979. – 172 с.

3. Психологические основы музыкального обучения / сост. Л. Н. Бочкарев. – Киев, 1979. – 117 с.

Добавить комментарий