ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ В ВОКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОГО ВОЗРАСТА

Медведева Е. В., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Козлова Т. А.

На современном этапе хормейстерская подготовка учителя музыки становится особенно важной, так как во внеклассной работе, играющей большую роль в школьном воспитательном процессе, он, в первую очередь, имеет дело именно с хоровым пением.

Значение хорового пения в школе определяется не только задачей научить детей петь в хоре стройно, чисто, выразительно, но и тем, что в процессе пения решается вопрос вокального воспитания детей.

Вопросам вокального воспитания учащихся, наряду с музыкальной грамотой, уделяется большое место в методических пособиях по пению. Авторы стремятся к одновременности работы над музыкальной грамотой и развитием голоса. Так, А. Рожнов, говоря об упражнениях для пения по нотам, специально останавливался на качестве певческого звука при их исполнении. Он указывал, что эти упражнения «надобно петь стоя и голову держать прямо, чтобы звук не был сжимаем горлом. Рот растворять так, чтобы не были сжаты зубы и не сближены губы, вдыхать воздух быстро, а выдыхать медленно. Язык во рту не поднимать и вообще не делать никаких телодвижений и гримас» [3, с. 22]. Далее он подчеркивал необходимость точного интонирования каждого звука, предостерегая учащихся от «подъездов» к интонируемым звукам. «Переходить голосом с одной ноты на другую надобно чисто, чтобы не волочить звука, и чтобы слышны были только две ноты: нижняя и та, на которую голос перейдет» [3, с. 23]. Для того чтобы выработать естественный, красивый звук, Рожнов рекомендовал при исполнении гамм петь их не только с названием звуков. Но и вокализируя на гласную а, так как при исполнении этой гласной «положение рта есть самое натуральное» [3, с. 22].

Отчетливо отражается стремление к органическому объединению обучения по нотам с вокальной работой в разработанной книге «Методика пения» А. Карасева. На протяжении всего обучения автор старался в своих упражнениях совместить задания для пения по нотам с вокальными заданиями. Так, на втором уроке, например, ученики знакомятся со звуком ре и «тянут» в данной ноте гласную А 4, 6, 8, 10 ударов. Подобные упражнения, – указывал Карасев, – помимо знакомства с высотой нот развивают голос и приучают к правильному дыханию [1, с. 108]. Эти упражнения свидетельствуют о положительной попытке автора увязать два элемента в одно целое.

Вокальному удобству упражнений удовлетворительное разрешение нашел А. Л. Маслов. «Развитие детского голоса, – писал он, – мы обычно ведем сначала в пределах верхнего тетрахорда или пентахорда (соль, ля, си, до (ре)), а затем уже в пределах нижнего тетрахорда» [2, с. 59]. Путь, намеченный А. Л. Масловым, является в своей основе правильным.

А. Л. Маслов рекомендовал упражнения преимущественно в нисходящем движении, сопровождая их практически проверенными им доводами: «Двигаясь сверху вниз, детские голоса скорее становятся на естественные и красивые звуки. Наоборот, переходя от низких нот к верхним, труднее бывает отучить детей от крикливых и резких звуков» [2, с. 58].

Педагогами неоднократно подчеркивалось необходимость осуществления тесной взаимосвязи между обучением пению по нотам и вокальным воспитанием детей. «Иногда, – отмечает Н. Шереметьева, – дети, поющие хорошим звонким голосом, вдруг как бы утрачивают его, когда приходится пропеть что-либо по нотам. У них появляется деревянный скрипучий» тембр или обедненный пустой звук. Они не поют, а нащупывают голосом ноту за нотой» [4, с. 66]. Намечая пути к исправлению такого положения, автор указывает, что «прохождение любого нового материала по сольфеджио должно быть подготовлено предварительным вокальным освоением элементов этого материала» [4, с. 66]. Кроме того, Н. Шереметьева, как и другие педагоги, рекомендует на начальных этапах обучения давать учащимся преимущественно в нисходящем движении, так как они «лучше обеспечивают естественную подачу звука» [5, с. 3].

Таким образом, можно отметить, что музыкальная педагогика указывает на необходимость тесной связи обучения по нотам с вокальным воспитанием детей, которая практически выражается в том, что во время пения по нотам педагог следить за певческой установкой учащихся, дыханием, качеством звука.

Литература

 1. Карасев, А. А. Методика пения / А. А. Карасев. – М., 1902. – 123 с.

2. Маслов, А. Л. Методика пения в начальной школе / А. Л. Маслов. – М., 1913. – 76 с.

3. Рожнов, А. Нотная азбука для певческих хоров / А. Рожнов. – СПб., 1886. – 96 с.

4. Шереметьева, Н. Основные вопросы методики начального обучения хоровой нотной грамоте / Н. Шереметьева. – М., 1949. – 143 с.

5. Шереметьева, Н. Сольфеджио для 1–2 классов начальной школы / Н. Шереметьева. – Л.-М., 1049. – 57 с.

 

Добавить комментарий