ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мигунова Н.И., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Кобозева И. С.

Термин «исполнительская культура учащихся» вводится в употребление в изданном в 2004 году учебнике по теории музыкального образования Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, где приводятся характеризующие ее показатели. Исполнительская культура учащихся в процессе музыкально-инструментальной деятельности может быть определена как совокупность личностно-значимых качеств, проявляющихся в процессе творческой музыкально-исполнительской деятельности и раскрывающих меру освоения индивидом образного содержания музыкального произведения, как объекта общественного музыкального создания. «Основной целью на первых порах является отнюдь не обучение фортепианной игре как таковой, а воспитание музыканта; фортепианная игра – только средство», писал С. Савшинский [13,c. 5].

Это означает, что музыкальный язык должен стать для ребенка родным языком, непосредственной выразительной речью. Надо открыть для восприятия музыки душу и уши ребенка и научить его читать нотный текст, как читают текст словесный, то есть научить читать не буквы и слова, а понимать кроющийся за ними смысл.

Понятие «условия» в широком смысле включает в себя совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, учет и выполнение которых обеспечивает достижение предполагаемого результата. Задачей педагога является создание наиболее благоприятных педагогических условий, способствующих формированию исполнительской культуры учащихся в процессе музыкально-инструментальной деятельности:

1.Одним из главных условий является глубокое уважение к ученику и создание комфортной обстановки на музыкальных занятиях.

2.Учет индивидуально-психологических особенностей, интересов, увлечений и пристрастий каждого школьника также является важным педагогическим условием, которое следует из главной особенности учебной деятельности в классе фортепиано – индивидуального обучения, где у преподавателя есть возможность учитывать индивидуальные способности и личностные качества каждого ученика.

Главная задача педагога, в частности ДМШ и ДШИ, состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ученика процессом овладения инструментом, сделать увлекательными и любимыми занятия музыкой, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок и рассказ, сопровождающий игру. Сам педагог должен быть увлечен своей работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью.

Из этого вытекает следующее педагогическое условие, способствующее формированию исполнительской культуры учащихся в процессе музыкально-инструментальной деятельности –стремление сделать увлекательными и любимыми занятия музыкой.

3.Целесообразный подбор репертуара, в соответствии с возрастными возможностями и способностями обучающихся, также является важным педагогическим условием.

Составляя учебный план, педагог включает в него произведения, которые ученик будет готовить для зачета, экзамена, концерта, произведения для классной работы, нужные либо для преодоления тех или иных недостатков ученика, либо для закрепления каких-либо достижений.

Учащиеся ДШИ и ДМШ в подавляющем большинстве не так свободно читают листа, чтобы сразу при разборе текста охватить пьесу целиком, услышать красоту мелодии, гармонии, ритмики, всего того, что даст возможность увлечься именно этой музыкой. Поэтому в этом случае весьма желательно, чтобы педагог мог сыграть ученику данную пьесу.

Но выполнение этих условий невозможно без концертной практики. Она направлена на развитие артистичности, творческого внимания, формирования исполнительской культуры учащихся, а так же понимания чувства ответственности. В процессе подготовки к концертному выступлению у детей появляется большие возможности расширить полученные на уроках музыкальные знания, умения и навыки, воспитать эмоциональную отзывчивость, инициативу, самостоятельность, проявить себя как творчески активную личность.

4.В условиях ДМШ, где основная форма работы – индивидуальное обучение, педагог имеет возможность в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности.

Первый метод – наблюдение, при котором внимание сосредоточивается не на субъективных переживаний личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого.

Другим методом, тесно связанным с наблюдением является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов, полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению более тесного контакта между педагогом и учеником.

Третий метод, весьма существенный в педагогической работе –эксперимент, предполагающий активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточненные посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности.

5.Для успешного обучения и воспитания, направленные на формирование исполнительской культуры учащихся инструментального класса необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики[6,с. 26–30].

К принципам, ставшим уже традиционными – систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности – добавились еще: принцип индивидуального подхода и принцип активности.

Итак, к педагогическим условиям, способствующим формированию исполнительской культуры учащихся в процессе музыкально-инструментальной деятельности можно отнести следующее:

1.Глубокое уважение к ученику и создание комфортной обстановки на музыкальных занятиях.

2.Учет индивидуально-психических особенностей ученика: учет интересов, увлечений и пристрастий ученика; стремление сделать увлекательными и любимыми занятия музыкой.

3.Целесообразный подход репертуара в соответствии с возрастными возможностями и способностями обучающихся.

4. Педагог должен в совершенстве владеть тремя основными методами изучения личности учащегося: наблюдение; беседа; эксперимент.

5. Педагог должен претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики: систематического и последовательного обучения; сознательного усвоения знаний; прочного усвоения знаний; доступности обучения; наглядности обучения; индивидуального подхода; активности.

 Литература

1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В.Асафьев. — 2изд. — М.: Музыка, 1973. — 142с.

2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор. Ленингр. отд., 1979. — 352с.

3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л.Бочкарев. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 354с.

4. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальном произведением: методический очерк / Л. С.Гинзбург. — М.: Госмузиздат, 1953.-95с.

5. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства / В. Л. Живов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 288с.

6. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. — М.: 1998. — 235с.

7. Каузова, А. Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С.188-196.

8. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г. М, Коган.- 3-е доп. изд. — М.: Музыка, 1979. — 182с.

9. Малинковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их в методической теоретической литературе XVI — XX вв. Очерки / А. В. Малинковская. — М.: Музыка, 1990. — 191с.

10. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и исполнительства: сборник / Я. И. Мильштейн. — М.: Музыка, 1975. -472с.

11. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. — 50е изд. — М.: Музыка, 1988. — 240с.

12. Островский, А. Л. Творческая задача исполнителя /А. Л. Островский / К. Х. Аджемов, Л. А. Баренбойм, Л. С. Гинзбург, А. А. Николаев // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — Вып.4. — М.: Музыка. — С.3-21.

13. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. — М.: Музыка, 1964. — 186c.

14. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя. Из опыта работы /Р. А. Тельчарова. — М., 1991. — 158с.

15. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г. М. Цыпин. — СПб.: Алатейя, 2001. — 320с.

 

Добавить комментарий