МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Синтюрин А. К., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Паршина Л. Г.

На современном этапе развития общества, в условиях модернизации образования, в существующих государственных, региональных и локальных целевых программах, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» существенное место отводится формированию духовно-нравственных качеств личности. Мощным воспитательным потенциалом, формирующим у школьников эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству обладает урок музыки как урок искусства. Одной из главных задач развития младших школьников на уроках музыки является формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности.

Э. Б. Абдуллин рассматривает музыкальную деятельность как активный процесс освоения детьми музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности младших школьников проявляется в осознании и восприятии учащимися в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности мотивирует эмоционально-ценностное отношение к музыке [1].

Именно в младшем школьном возрасте ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Чтобы успешно развивать эмоционально-ценностные отношения у младших школьников, необходимы современные средства и методы обучения. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС начального общего образования) отмечено, что «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.)…» [3].

Наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования и ещё более широким развитием эмоциональной и духовной сферы младших школьников мультимедийная форма выражения учебной информации. В сфере развития эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности у младших школьников накоплен огромный опыт, как педагогической наукой, так и практикой (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Т. И. Бакланова, Т. И. Науменко, Е. В. Николаева, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин и др.)

В терминологическом словаре «Психология человека» под ред. А. А. Реана понятие «эмоционально-ценностное отношение» определяется как переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе [2].

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности предполагает «развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают использование знаний из различных видов искусства, вовлечение детей в процесс собственного художественного творчества, направленного на освоение окружающего мира и собственной личности».

В процессе исследования были выявлены структурные компоненты эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, которые включают: когнитивный компонент (уровень знаний и информативность учащихся в области музыкальной деятельности; проявление познавательного интереса), эмоционально-оценочный компонент (наличие эмоционального отклика при восприятии музыкальных произведений; эмоционально-ценностные суждения, музыкальные предпочтения), продуктивно-рефлексивный компонент (проявление творчества; умения и навыки выполнения различных видов музыкальной деятельности).

Для развития мышления и познавательной активности, обеспечения индивидуальной траектории учения, развития эмоционально-личностных качеств и творческих способностей младших школьников большое значение имеет использование различных наглядных средств обучения. Наглядность предполагает непрерывное присутствие преподавателя, либо непосредственное управление им процессом восприятия и переработки информации, либо виртуально через организацию и структуру учебного материала с учетом психологических особенностей восприятия компьютерной информации. Именно мультимедийная презентация выступает как средство наглядности и отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого.

Мультимедийная презентация – это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, создать особую увлекательную среду учебного познания. Уроки, проводимые с использованием мультимедийной презентации, вызывают больший интерес школьников и благоприятно сказываются на результатах обучения.

Мультимедийная презентация на наш взгляд представляет собой логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, это мультимедийный продукт, включающий сочетание различного рода информацию (текст, анимация, графика, видео, музыка, звуковой ряд и др.), которые организована в единый контент.

Эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности у младших школьников на наш взгляд будет обеспечиваться соблюдением комплекса педагогических условий, среди которых:

– соблюдение психолого-педагогических требований к подготовке и проведению презентации;

– создание мультимедийного учебно-методического комплекса, способствующего информационному насыщению урока музыки необходимой обучающей мультимедийной информацией;

– специальная подготовка учителей музыки к использованию в образовательном процессе мультимедийной презентации.

Нами проведен педагогический эксперимент, который заключался в проверке эффективности формирования эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности у младших школьников при соблюдении выявленных педагогических условий и реализации интерактивного принципамузыкально-творческой деятельности с включением технических и творческих заданий по музыке развивающего характера. Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий, и контрольный.

Проверка компонентов эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности на констатирующем этапе проводилась специально выработанной системой контрольно-измерительные средств по темам пройденного материала программы школьного музыкального образования 1–4 классов авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию педагогических условий и включение технических и творческих заданий по музыке развивающего характера.

На контрольном этапе повторно проводилось определение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности у младших школьников. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал позитивную динамику повышения уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности средствами мультимедийной презентации по всем компонентам в экспериментальной группе.

Подводя итог проделанной работе, мы убеждаемся в целесообразности исследования вопроса использования мультимедийных презентаций на уроках музыки в общеобразовательной школе. Этот вопрос связан с проблемой формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. В процессе использования мультимедийных презентаций создается дополнительная психологическая атмосфера, способствующая восприятию и запоминанию материала, привлечению внимания и интереса детей.

 Литература

 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Прометей, 2013. – 432 с.

2. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти». под общей редакцией А. А. Реана // Глубинная психология : учения и методики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psyoffice.ru/

3. ФГОС начального общего образования утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

 

Добавить комментарий