ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Фадейчев П. С., Чинякова Н. И.

МордГПИ им М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Важным показателем его гражданской зрелости и дееспособности является высокий уровень патриотизма в обществе. Именно такие условия делают возможными прогресс и активные преобразования в стране. Однако патриотические чувства граждан требуют формирования, что не всегда происходит параллельно с его достижениями в различных сферах жизнедеятельности людей. Так, указанная ситуация наблюдается сегодня в России. Подтверждением этому служат межнациональные проблемы, рост негативных явлений связанных с наркоманией и алкоголизмом, что выражается в присутствии в социуме антиобщественных, шовинистических, националистических, бездуховных поступков. Зачастую в основе таких проявлений лежит преобладание эгоистических, мелкособственнических, потребительских чувств над патриотическими, коллективистскими, бескорыстностью, добротой, состраданием, сочувствием.

Осознавая сложившуюся ситуацию в обществе, в настоящее время со стороны государства повысилось внимание к повышению в обществе степени патриотического настроения как духовно-нравственной и социально значимой ценности. Соответствующие цели не только декларируются, но и к их достижению предпринимаются большие усилия. Так, приобрели федеральный статус и стали традиционными многие масштабные мероприятия общегосударственного или регионального уровня; получили или восстановили патриотическую направленность события, к которым можно причислить международные соревнования, выставки, форумы в различных областях жизнедеятельности россиян; производятся действия по формированию отношения граждан к отечественным победам в истории развития цивилизации (например, роль нашей страны во Второй мировой войне), в научной и практической деятельности (медицина, космонавтика, искусство, спорт и т. д.), а также осознанию актуализирующейся роли России в развитии мирового сообщества. Для решения поставленных задач, привлекаются средства массовой информации, Internet, используются пе-редовые технические достижения (повышающие качество воспроизводства, трансляции звука и видеоряда; усиливающие зрелищность, драматургическую оригинальность самих представлений и т. д.), а также приглашаются к участию в соответствующих проектах известные, авторитетные личности. Однако на этом фоне образовательная сфера остается в числе самых перспективных в плане формирования патриотических чувств у подрастающего поколения, которое определяет каким будет в будущем наше отечество, его развитие, благосостояние и статус в мире, а значит и качество жизни каждого гражданина и общества в целом.

Согласно справедливым словам профессора В. И. Лутовинова, «разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально, – все это привело практически к отказу от патриотического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывалась идея «самотека» в воспитании» [4, с. 73]. В сложившихся условиях произошло разрушение прежней воспитательной системы, в которой возникла «черная дыра». Это вызвало острую необходимость создания в школе вновь системы данного совершенствования учащихся, соответствующей сегодняшнему времени, задачам построения гражданского общества в российском государстве. В данной связи весьма положителен отмечаемый в исследованиях наших дней факт, что «в последние годы в России обозначилась тенденция возрождения системы патриотического воспитания в школах, утраченная в ходе социально-политических и образовательных реформ» периода перестройки 90-х годов ХХ века [1, с. 3].

В контексте сказанного для современной школы является обязательным требованием осуществление патриотического воспитания обучающихся как целостного процесса, в обобщении включающего в себя на межпредметной основе различные составляющие. Особая роль здесь принадлежит аспекту общего музыкального образования, имеющему большие возможности в указанном направлении совершенствования школьников, чему основой служит формулировка и сущность самого определения рассматриваемой дефиниции.

Так, сложившееся осмысление понятия «патриотизм» предполагает его трактовку как качества личности, которое проявляется в любви к своему Отечеству и малой родине, преданности и готовности служить им, ценностном отношении к явлениям общественной жизни. В патриотизме изначально заложено: интернациональная идея уважения к отчизне и иным странам и народам; коллективистское желание участвовать вместе с соотечественниками и иностранцами в решении проблем своей Родины, что отражает стремление к ее прогрессу и процветанию.

Патриотизм, как нравственное качество личности, выражает эмоциональную, чувственную сторону индивидуума. И это не случайно, поскольку в его основе лежит отношение к Родине, которую можно обозначить известными словами А. Ф. Лосева: «интимно-интимно – внутренне наше» [2, с. 52.]. Следовательно наиболее продуктивно формирование патриотизма через воздействие на психологическую составляющую человека. Учитывая же, что музыкальное искусство имеет идентичную направленность, именно общение и целенаправленное изучение тематически соответствующих музыкальных произведений, позволяет вызвать в человеке необходимую ответную реакцию и ускоренно развить в нем требуемые личностные качества. Способствовать этому же будет и методически верно организованный усиленный эмоционально-психологический подъем, сопутствующий контактам с произведениями искусства. В данном случае усилия педагога должны быть устремлены на то, чтобы чувства, которые заложены в музыкальном сочинении, не сторонне наблюдались учениками, а переживались ими, становились личностно значимыми. Для этого важно понимание учителем, а затем и обучающимися, природы воспринимаемых чувств, что подразумевает их достаточную определенность, конкретику, ясность для понимания детьми. Является очевидным, что здесь необходима и мера в выборе учебно-музыкального материала, относящаяся к применяемых в произведениях элементам изобразительности, которые не должны подавлять первооснову искусства – его выразительность.

В контексте изложенного необходимо подчеркнуть, что музыка представляет собой явление культуры, имеет определенную национальную принадлежность, воплощая традиции конкретного времени и народа. В связи с этим постижение любого музыкального сочинения всегда должно происходить с выявлением данных характеристик. Но осваиваемое произведение не может рассматриваться без его расположения и взаимосвязей в системе культурных ценностей, которая имеет собственную структуру временного развития и стилистического разнообразия. В противном случае для учащегося учебно-музыкальное общение станет процессом формального запоминания некоторого количества сочинений, со существу являющимся их схоластическим штудированием. Одновременно и приобретенный опыт начнет напоминать набор обособленных отрывочных знаний отдельных произведений из-за их бессвязности между собой. Данная организация обучения музыке, даже если этот процесс осуществляется в эмоционально приподнятой атмосфере, к сожалению, как правило не позволяет знаниям надолго закрепиться и сохраниться в памяти ученика, что ограничивает его дальнейшее совершенствование и активное наращивание получаемой информации.

Учитывая множественность проявлений музыкальной культуры, для формирования у учащихся наиболее полного представления всего ее многообразия целесообразно включение в процесс образования произведений, отражающих данную характеристику. Основываясь на этом, наиболее востребованные сегодня школьные программы по музыке предполагают изучение достаточно обширного списка сочинений отечественного и зарубежного музыкального искусства. Их анализ и сравнение, позволяет школьнику упорядочить и систематизировать получаемые результаты, а также ученик, реализуя данные действия, приобретает возможность выявить и осознать значимость, ценность каждого произведения, к которым у учащихся вырабатывается индивидуально-личностная оценка. Какой будет эта оценка во многом зависит от учителя, имеющего возможность управлять выполняемыми учащимися познавательными действиями, их глубиной, направленностью, позитивностью оценки, степенью привлечения межпредметных связей и т. д.).

Освоение в первую очередь отечественного музыкального искусства непосредственно влияет на формирование важной патриотической способности личности «…приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [3, с. 95]. Из этого логично вытекает требование изучать, посредством чего и знать данные культурные традиции, так как только известное, знакомое может стать для человека предметом любви и гордости. Более того, указанное знание способствует формированию активной позиции в дальнейшем знакомстве с родной музыкальной культурой, возникновению и усилению интереса к ней, воспитанию искреннего желания общаться с такой музыкой.

Для реализации представленного требования основу составляет учебный материал, обобщающий музыкальные сочинения и связанную с ними вербальную теоретическую информацию (сведения о произведениях, их авторах, исторической эпохе создания сочинений или отраженного в них сюжета, стилевых и музыкально-выразительных особенностях и т. д.). Оптимально сбалансированное соотношение объема национальных и региональных примеров с иными явлениями изучаемого музыкального искусства обеспечивает освоение как целого, так и частного, позволяя осознать их взаимообусловленность и неразрывную связь. Использование произведений родной культуры в образовательном процессе возможно при дополнении или замещении опусов, содержащихся в применяемой программе по музыке. Такие действия предполагают сохранение обучающих качеств образовательного процесса и гарантированного полномерного достижения поставленных в нем учебно-воспитательных целей.

При решении указанных задач в профессиональной практике, перед учителем встает важная проблема подбора соответствующего музыкального материала. В ее решении весомую помощь могут оказать специальные программы, репертуарные сборники с методическими рекомендациями, нотные издания и фонохрестоматии, которые расширяют возможности выбора педагога, чем способствуют максимальному удовлетворению потребностей музыкального образования. И здесь большое значение приобретает доступность данных изданий, предполагающий, в частности, налаживание контактов с учебными заведениями профессиональной подготовки кадров в сфере музыкальной педагогики, исполнительства, культурологии и т. п., в которых традиционно исследуется музыка региона.

Расширенный выбор рассматриваемых произведений увеличивает спектр их межпредметного использования в школьном учебно-воспитательном процессе. Это позволяет приобрести углубленные знания музыкального искусства, раскрыть его внутреннюю многогранность, внешние связи, функциональный потенциал, а также совместить освоение разных культурных традиций и эмоционально окрасить не всегда интересную для детей учебную деятельность. Так, музыка может сопровождать некоторые действия учащихся, например, выполнение работ фольклорной направленности (народные ремесла, рукоделие, кулинария и т.д.) на уроках технологии, нередко архаичные подвижные игры на занятиях по физической культуре или рисование соответствующей тематики на ИЗО. Более того, обычно не используется на занятиях совмещение действий с хоровым пением, что весьма характерно для народной традиции народов России. Однако при таком использовании музыкальных произведений, их звучание должно обязательно привлекать внимание, осознаваться школьниками, а не быть лишь фоном или средством темпо-метрической либо ритмической организации их действий. Достижение этого требует организационной подготовки и приобретения детьми знаний, актуализирующих общение с произведениями. С данной целью можно сообщить школьникам названия воспроизводимых сочинений, их примечательность, происхождение, традиции бытования, особенности исполнения и т. п. Подобная информация способствует возникновению или стимулированию интереса детей к воспринимаемой музыке. Но большое количество передаваемых сведений для учителя не должно быть самоцелью. Их объемы может ограничивать обеспечение решения таких задач, как четкое обозначение главного, определение специфического, разъяснение непонятного и т. п. Примером здесь может служить литературный текст в вокальном произведении на неизвестном детям языке, что требует перевода, или непонятные (устаревшие, специфические, сокращенные и т. д.) слова, которые нуждаются в толковании, пояснении.

Освоение школьниками музыкальных народных традиций включает не только вокальное, но и инструментальное учебное музицирование. Для этого необходимо наличие фольклорного инструментария, с учетом доступности овладения игрой на нем детьми и удобства использования на занятиях. Как правило, такой арсенал включает духовые, шумовые и ударные инструменты. Приобретая навык игры на них, у обучающихся формируется интерес, повышается активность в общении с музыкой, а также появляется возможность применения приобретаемого навыка во внеурочное время (внеклассные и внешкольные мероприятия, самостоятельное исполнительство в быту и т. д.).

Необходимо подчеркнуть, что включение национальной и региональной музыки в содержание образования позволяет разнообразить формы обучения, способы и виды учебных контактов детей с музыкой, расширить рамки данного процесса за пределы школы. Эти тенденции приобретают еще большие перспективы при их осуществлении на межпредметной основе. Таким образом возникает потенциальная возможность комплексного освоения учениками музыкального искусства как системы культурных ценностей, в которой важное место принадлежит творчеству родного народа, способному проявляться не только на уроках музыки, но и на городских праздниках, домашних торжествах, концертах и т. д. Погружение в эту атмосферу пробуждает в детях гражданские чувств и через познание музыки в них формируются патриотические личностные качества, гордость за рожденное в их отечестве прекрасное.

Изложенные педагогические средства имеют потенциал, способный по-высить уровень результативности процесса патриотического воспитания в школе. Однако, их внедрение во многом зависит от профессиональных возможностей, методической оснащенности, активности и устремленности самого учителя, что рождается зачастую из возникновения у него настойчивого желания достичь такой важной сегодня цели.

 Литература

1. Джамалудинова, З. Г. Формирование общероссийской идентичности как фак-тор патриотического воспитания младших школьников :автореф. дисс. … канд. пед. наук 13.00.01 / Джамалудинова Заира Гамзатовна. – Махачкала, 2012. – 16 с.,

2. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В. А. Ко-былянский // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

3. Краткий педагогический словарь : учеб. справочное пособие / Г. А. Андреева. – М. : В. Секачев, 2005. – 181 с.

4. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание / В. И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 73.

 

 

Добавить комментарий