ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКЕ ЛЕЗГИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

УДК 78.071.5 (045)

ББК 85.31

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКЕ ЛЕЗГИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

 

АХМЕДХАНОВА ЭЛЬВИРА МАГАМЕДХАНОВНА

студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, Ahmedhanova_elvi@mail.ru

 

Ключевые слова: интерес, диагностическое исследование, лезгинская музыка, музыкальное образование.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы опытно-экспериментального исследования уровня развития интереса учащихся к произведениям лезгинских композиторов.

 

EXPERIMENTAL STUDY OF STUDENTS ‘ INTEREST IN THE LEZGIN MUSIC COMPOSERS

 

AHMEDJANOVA ELVIRA MUHAMEDJANOVA

3rd year student of the faculty of pedagogical and artistic education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

Keywords: interest, diagnostic study, Lezgin music, music education.

Abstract: The article deals with the issues of experimental research of levels of development of interest of pupils to the works of composers Lezgin.

 

Сочинения лезгинских композиторов нуждаются в изучении на уроке музыки так же, как и произведения композиторов, составляющих культурный фонд музыкального искусства нашей многонациональной страны. Соответственно, чтобы их изучить, прежде всего необходимо вызвать интерес по отношению к ним. В психолого-педагогических исследованиях интере́с трактуется как положительный эмоциональный процесс, выраженный желанием получить знания о какой-либо новой информации, объекте, обратив на это собственное, значительное  внимание [1]. Интерес к музыке взаимосвязан с проявлением чувств человека, его эмоциональной сферы. Он основывается на полученных впечатлениях и проявляется в ходе размышлений,  эстетических переживаний от прослушивания музыки, иными словами связан с эмоциональным расположением к ней. Подобный интерес часто непродолжителен,  зачастую вытесняется новыми впечатлениями. Несмотря на это, проявление интереса у учащихся необходимо для успешного музыкального обучения детей.

Развитие музыкального интереса эффективно при взаимодействии содержания обучения и целесообразной организации процесса учения. В наше время часто проводятся интегрированные уроки в начальной школе. Интеграция помогает учащимся и преподавателям экономить количество времени и усилий, дав и получив при этом наиболее полноценный объем информации в наиболее привлекательной, интересной для учащихся наглядной форме. Также одной из форм музыкальной деятельности во время урока, вызывающей заинтересованность у детей и положительно воздействующей на музыкальное развитие ребят, является творческая деятельность. Творчество развивает воображение учащегося, мотивирует его на  создание чего-либо нового, опираясь на имеющийся музыкально-слуховой опыт.

Для объективной оценки интереса к музыке лезгинских композиторов стоит провести диагностическое исследование уровня его развития у учащихся, состоящий из начального и контрольного срезов. Во время анализа полученных данных по уровням развития интереса к музыке необходимо учитывать:

– дидактические задачи, стоящие перед уроком музыки;

– характер, объем, трудности содержания;

– возраст, уровень готовности, опыт познавательных возможностей и сил учеников;

– время, предусмотренное на выполнение представленной учебной задачи.

По нашему мнению, интерес к музыке лезгинских композиторов можно выявить через эмоциональную восприимчивость, проявление заинтересованности по отношению к ней, степени сознания собственных музыкальных впечатлений учеников, выражающихся в суждениях и оценках, полученных при помощи проведения письменного и устного опросов школьников.

В качестве примера диагностического задания по определению уровня развития интереса к музыке лезгинских композиторов у учащихся приведем анкету, включающую в себя следующие вопросы и задания:

1. Слушаешь ли ты музыку дома?

2. Можешь ли ты рассказать о характере музыки после ее прослушивания?

3. Назови любимого композитора.

4. Знаешь ли ты имена лезгинских композиторов?

5. Какие произведения музыки лезгинских композиторов ты можешь назвать?

6. Перечисли названия известных тебе лезгинских музыкальных инструментов.

7. Какие отличительные черты лезгинской музыки ты можешь назвать?

8. Почему тебе нравится музыка?

9. Прослушай произведение «Лезгинка» З. Гаджиева. Какой у нее характер? Какие ассоциации она у тебя вызывает?

Таким образом, можно определить степень заинтересованности учащимися лезгинской профессиональной музыкой, их отношение и общий уровень знаний о ней.

 

Литература

 

1. Геворгян, Т. В. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / Т. В. Геворгян // Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/06/16/razvitie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-na-urokakh-i-vo (Дата обращения 15.04.2016 г.).

Добавить комментарий