ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

УДК 78.071.5 (045)

ББК 85.31

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

 

АХМЕДХАНОВА ЭЛЬВИРА МАГАМЕДХАНОВНА

студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, Ahmedhanova_elvi@mail.ru

 

Ключевые слова: эмоциональная драматургия, принципы, задачи.

Аннотация: Данная статья посвящена эффективным принципам, задачам и приемам, помогающим использовать метод эмоциональной драматургии на уроке музыки в школе.

 

USING THE METHOD OF EMOTIONAL DRAMA IN MUSIC CLASS AT SCHOOL

 

AHMEDJANOVA ELVIRA MUHAMEDJANOVNA

3rd year student of the faculty of pedagogical and artistic education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

Keywords: emotional drama, principles, objectives.

Abstract: This article focuses on effective principles, objectives and techniques that help to use a method of emotional drama in music class at school.

 

В эмоционально-драматургическом устройстве урока важен принцип согласования между прошлым и будущим, реализующийся в принципе эмоциональной оценки, наставляющий на поиски творческой деятельности учащихся; принцип неожиданности, основывающий проблему урока и мыслительную деятельность учащихся; принцип художественной идеи, выявляющий смысл определения нравственной эстетики, замысел произведения и готовящий слушателя к кульминации.

Степени эмоционального мышления, свойственные человеку: процессуальный, обыденный, парадоксальный и высший, обуславливающие важность восприимчивости художественных эмоций [1].

Урок музыки в контексте реализации метода эмоциональной драматургии нацелен на выполнение учителем следующих задач:

1.  Сформулировать концептуальные требования проведения урока музыки как урока искусства по правилам эмоциональной драматургии.

2.  Воспроизвести приемы принципов строения общей художественно-творческой деятельности педагога и учеников в познании искусства.

3.   Разработать педагогическую технологию использования метода  эмоциональной драматургии на уроке. Использование метода эмоциональной драматургии явится результативным, если: суть эмоциональной драматургии на уроке музыки определяется в философской степени в виде способа теоретических представлений, и смысловым критерием урока музыки является эмоция; процесс эмоциональной жизнедеятельности, а также участие в музыкальном искусстве исходит из собственных эмоций; художественное мышление определяется как своеобразный вид теоретического мышления; положение регулирования эмоциональным совершенствованием школьников ориентировано на противоречие между их эмоциями и переживаниями идеалов, пробуждаемых музыкой.

4.  Музыкальное искусство предназначено определять высокое духовное начало человека. Дать возможность учащемуся за счет своих переживаний выявить изобилие и разнообразие эмоциональной среды человека – основная цель.

Для реализации метода эмоциональной драматургии можно использовать:

– преподавание музыки на основах развивающего обучения, включающее

1) тщательно осмысленную педагогом задачу;

2) постепенное решение поставленной задачи коллективно с учениками;

3) итоговый вывод, преподнесенный учащимися;

– творческий эксперимент на уроке;

– проектная деятельность;

– развитие образовательного процесса;

– информационно-коммуникативные технологии.

Так как педагогическая деятельность носит публичный характер, то она требует владение своим настроением. Не стоит забывать, что искусство нуждается в заметной эмоциональности, образности мышления. Важно учитывать и предоставленные обстоятельства: уровень эмоциональной и интеллектуальной подготовленности учащихся класса, их музыкальную подготовку.

Подходить к уроку музыки нужно творчески. При этом в связи с ритмом урока педагогу необходимо подбирать темп собственной речи: об этическом рассказывать неторопливо и возвышенно, о чем-либо смешном более живо, пользуясь в данном случае иным стилем речи.

Метод эмоциональной драматургии определяется также и возрастными особенностями учеников. Так, учащиеся первых и вторых классов со значительным интересом отвечают, какое настроение какого-либо героя они слышат в определенном произведении. Школьники третьих–пятых классов не только анализируют представленное настроение, но и стараются ответить на вопрос: «Почему это именно так?», придумывая различные сюжеты, которые пока что тяжело признать художественными образами из-за недостатка смысловой связи.

Что же касается учащихся старших классов, актуальной является задача определить смысловую обоснованность переживаний и мыслей. Таким образом, изменяются взгляды на жизнь и мировоззрение, происходит музыкальное познание окружающего мира. Важнейшая цель педагогики музыкального образования – развитие личности, а эмоция сильнейший вариант для развития, а именно: гуманности, отзывчивости, доброты, нравственности и чувственной сферы. Поэтому важной частью эффективности эмоциональной драматургии урока является также и инициатива самого педагога перед детьми в сфере развития духовного мира.

 

Литература

1. Методическое образование: Федеральный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ignatjeva-anjela.narod.ru/index/0-7 (Дата обращения: 29.04.2016).

Добавить комментарий