ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кокорева К. В., МГПИ им. М. Е. Евсевьева

руководитель Т. А. Козлова, канд. ист. наук, доцент

В условиях современной общеобразовательной школы вокальное воспитание учащихся может осуществляться в различных формах. Это хоровое и ансамблевое пение, вокальные студии (сольное пение) и музыкально-драматические кружки, где учащиеся получают возможность формирования и развития целого ряда навыков, в том числе и вокальных.

Школьный вокальный ансамбль – это не просто собрание определенного количества учащихся, занимающихся пением. Вокальный ансамбль обладает огромными возможностями в нравственном воспитании своих участников. В специальной литературе отражена мысль о том, что нравственное воспитание некоторым образом отстает от интеллектуального развития, от приобретения знаний. К. Д. Ушинский в свое время предупреждал, что общество, почти исключительно заботящееся об образовании ума, совершает «большой промах», ибо человек «более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает» [4, с. 117–118]. В современном обществе созданы условия для ликвидации эмоциональной недостаточности, эгоизма, для достижения гармонического единства разума и чувства, но в, то же время подъем уровня культуры, развития интеллекта не обеспечивают совершенствования и обогащения чувств. Таким образом, важная проблема современности – воспитание культуры чувств. И ведущую роль в решении этой проблемы играют школа и искусство.

Детский вокальный ансамбль – это обучающая дисциплина (должна быть таковой), строящаяся по всем законам детской учебной организации. И в то же время это обучение осуществляется средствами музыкального искусства в целом и конкретно – певческого искусства, вызывающего сильные человеческие эмоции воздействием на детей единства музыки и слова в песне, самой природой певческого звучания. Более того, вокальное ансамблевое искусство вызывает и развивает в учащихся коллективные, а значит, более сильные эмоции, на что обратил внимание, в частности, К. Д. Ушинский: «Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце» [4, с. 53].

Занятия вокального ансамбля, их структура и драматургия во многом определяются психологическими и возрастными особенностями детей. Здесь следует подчеркнуть особенности младшего школьного возраста, такие, как моторная активность, способность к новым сенсорным впечатлениям и потребность в них, интеллектуальная активность, любознательность, интерес к познанию, синтетичность восприятия, целостность процесса познания. Важнейшая роль здесь принадлежит мотивационной и эмоционально-выразительной активности детей. Руководителю необходимо обратить внимание на формирование у детей способности регулировать свою деятельность в соответствии с требуемым социально значимым результатом обучения, то есть обеспечивать ребенка в творческую деятельность ансамбля.

Требуется также учитывать и определенные психологические сложности данного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быструю утомляемость, излишнюю моторную активность и в то же время «моторную зажатость», недостаточную вокально-слуховую координацию, а часто и нарушения двигательной координации. Надо помнить также о склонности детей к непосредственному сопереживанию, к эмоциональной идентификации в процессе восприятия музыки, стремлению конкретизировать музыкальные впечатления, заменить их примерами из жизненного личного опыта, стремлению к самовыражению в любых самых разнообразных формах.

Опираясь на название выше психологических особенностей детей младшего школьного возраста, поговорим о драматургии и структуре занятий вокального ансамбля данной возрастной группы.

К особенностям драматургии занятий вокального коллектива в начальной школе можно отнести довольно широкий спектр задач:

  1. разнообразие форм и видов музыкальной деятельности;
  2. частое переключение внимания детей с одного задания, с одного вида деятельности на другие. Это необходимо для поддержки интереса и снижения утомляемости детей;
  3. быстрая смена заданий. Любая работа должна длиться от одной-двух до шести-семи минут, не более, особенно с детьми первого и второго класса;
  4. чередование трудных, требующих большого напряжения, и легких заданий;
  5. обязательное включение заданий, связанных с движением, не менее трех раз в течение занятия;
  6. органичное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на занятиях. Дети все должны быть заняты музицированием;
  7. сохранение эмоционального тонуса урока и даже желательно увеличение его к концу занятий. Педагог строит каждую репетицию со своей логикой развития, своей драматургией, своей кульминацией. Репетиция должна представлять собой единое художественное целое, основанное либо на тематизме, либо на освоении одних и тех же закономерностей музыкального языка в различных видах деятельности;
  8. занятия могут иметь сюжетную линию и строиться на принципе повторности, приближаясь по конструкции и эмоционально-смысловому содержанию к музыкальным формам: трехчастной, форме рондо, вариационной форме. Многочастное рондо позволит закрепить важную, стержневую мысль занятий при многократном возвращении к ней и сопоставлении ее с другим, контрастным материалом репетиции. Вариационность позволит показать различные аспекты одной и той же темы в различных видах музыкальной деятельности, на примере различных музыкальных произведений;
  9. очень важно на занятиях ансамбля сохранять равновесие нового и уже знакомого детям материала. Интересно и важно научить детей видеть новое в хорошо знакомом. Именно таким образом полезно вводить новые понятия, новые произведения, сопоставляя новое и старое, находя общее и разное в похожих и разных по содержанию и характеру произведениях;
  10. исключительно важна интонационная атмосфера занятий. На репетиции вокального ансамбля не должно быть плохой, некачественной музыки. Даже для различных дидактических музыкальных игр, попевок и упражнений необходимо отбирать высокохудожественную музыку. Например, можно определить лад на слух, на случайно подобранном материале, а можно на фрагментах из прелюдий И. Баха, сонат В. Моцарта, пьес С. С. Прокофьева или П. И. Чайковского. Фрагменты любых музыкальных произведений, предлагаемые руководителем на занятиях ритмики, должны быть достаточно лаконичны и относительно завершены с точки зрения музыкальной формы. Это должна быть законченная фраза, предложение или период;
  11. руководитель обязан создать на занятиях ансамбля доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученикам предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой. Руководитель должен так дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно и не тормозились в своем развитии.

Таким образом, учитывая психологические и возрастные особенности детей, на занятиях вокального ансамбля необходимо придерживаться вышеперечисленных задач.

 

Литература

 

  1. Ровнер, В. Е. О методике работы с самодеятельным вокальным ансамблем / В. Е. Ровнер // Хоровая самодеятельность как средство воспитания : сб. науч. ст. – Л. : ЛГИК, 1981. – С. 184.
  2. Самс, В. Е. Мой опыт работы с вокальным ансамблем / В. Е. Самс. – М. : Музыка, 1987. – 132 с.
  3. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах (методическое пособие) / сост. Л. В. Шамина, Л. С. Браз, М. В. Медведева [и др.]. – М., 1984. – 103 с.
  4. Ушинский, К. Д. Сочинения : в 6 т. Т. 5 / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1990. – 528 с.

Добавить комментарий