Устинова М. С., МГПИ им. М. Е. Евсевьева
руководитель Т. А. Козлова, канд. ист. наук, доцент
Развитие певческого голоса имеет не только воспитательное значение, оно также является необычайно полезным для организма человека.
Задача охраны певческого голоса – задача общая и обязательная для всех педагогов, занимающихся вокально-хоровой работой. Эта задача тем успешнее решается, чем больше педагог считается с особенностями развития голосового аппарата у детей и подростков. Основной особенностью состояния органов голосового аппарата у подростков является (вследствие мутации) их чрезмерная хрупкость, болезненное в связи с ростом состояние, слабая сопротивляемость любым вредным воздействиям, влиянию которых они могут подвергаться. Педагогу необходимо не только знать, но и учитывать эти особенности развития голосового аппарата, выполняя при этом ряд требований:
– воспитывать правильные певческие навыки, устранять неверные, чуждые природе голоса подростков приемы пения;
– ограниченно использовать крайние звуки диапазона, по возможности работать в средней тесситуре;
– исключить громкое, напряженное пение, даже пение полным звуком использовать в крайних случаях, только как необходимое средство выражения художественного смысла произведения;
– внимательно относиться к голосу каждого учащегося, периодически проводить индивидуальные прослушивания для обнаружения изменений в характере звучания, диапазоне и, по мере надобности, переводить учащихся из одной певческой группы в другую;
– обязательно устраивать кратковременные перерывы для отдыха голоса во времени занятий;
– необходимо проводить постоянную работу по воспитанию у поющих детей и подростков максимально бережного отношения к своему голосу;
– подбирать для работы с вокальным коллективом детские произведения в такой тесситуре, чтобы при исполнении можно было обходиться без использования крайних нот диапазона, присущего данному возрасту, а также, учитывая медленный рост легких у детей и подростков, использовать в репертуаре произведения с короткими певческими фразами и приемлемыми динамическими требованиями.
В переходном возрасте голосовой аппарат подростков претерпевает весьма сложные изменения, известные под названием мутация.
Суть мутации заключается в том, что мускулатура гортани развивается неравномерно, нарушается соответствие с быстрорастущими голосовыми связками, и поэтому голос у мальчика срывается, мальчик «пускает петуха», в то время как у девочек меняется тембр, сила и характер голоса без резких изменений в росте гортани.
Мутация, как известно, проходит три стадии.
Первая начинается понижением голоса и сужением его объема (как у мальчиков, так и у девочек). Голос при этом становится грубым, сдавленным и кажется хриплым. Высокие звуки, которые раньше ученик пел легко, он «вытянуть» уже не может. Но зато у него все легче и ярче звучат низкие тоны (глубокие).
Во второй стадии голос мальчика ломается, девичий голос становится грубым, пение затрудненным, звук образуется с большим трудом, чем раньше. У мальчиков, кроме того, появляются затруднения и психологического характера: они стесняются петь (а нередко и говорить), так как еще не привыкли к своему новому голосу.
Третья, самая важная стадия мутации. Мальчики учатся по-новому «брать» и образовывать звук, по-новому петь.
Раньше считалось, что период мутации у мальчиков начинается с 14 и длится до 18 лет, у девочек этот процесс начинается двумя годами раньше.
Но процесс акселерации сказывается и на мутации: она начинается на год раньше. У мальчиков голос ломается уже в 7–8 классе. Высота девичьего голоса при мутации не меняется, и неспециалисту кажется, что не существует препятствий для того, чтобы девочки пели. Поэтому певческая нагрузка в школе переносится полностью на них, и не принимается в расчет то обстоятельство, что именно в этот период и у девочек происходят расстройства голоса, нередко длительные.
Обычная речь содержит те же тоны, что и в пении, но без точной высоты. Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых связок, что должно сохраняться во время всей длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения. Чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением. В этот период рекомендуется осторожно, но все-таки петь – в таком отрезке, в каком мальчик или девочка говорит.
В первой стадии мутации мальчика – сопрано следует переводить в альты, чтобы их новому и более низкому голосу соответствовала бы новая голосовая партия, в противном случае голос перенапрягается.
Пока голос ученика «ломается» и ему трудно говорить, он не может и петь, и педагог не должен заставлять его это делать.
Как только голос установился в новом положении, и ученик начинает говорить без затруднений, он может начать петь, но осторожно и только те тоны, которые соответствуют его речевому регистру.
Если мальчики систематически поют в хоре при правильном руководстве, мутация (особенно во второй ее стадии) значительно сокращается. Голос более уязвим в третьей стадии мутации, когда он формируется. Ученик, поющий в тонах своего речевого диапазона, должен учиться образовывать звук естественно и петь бережно, усиливая звук очень осторожно. Наблюдения специалистов показали, что в этот период мутации от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет.
«Мутанты» могут оставаться в детском хоре, но в партитуре им надо назначить те альтовые или контральтовые тоны, которые свойственны их голосу. Надо помнить, что это должны быть тоны средние, а не крайние; мальчишеский альт «мутантов» может обогатить своим тембром звучание детского хора.
Развитие голосового аппарата человека представляет собой действительно сложнейший диалектический процесс, где постоянно происходят изменения, подчиняющиеся всем основным законам развития материи. Поэтому лица, имеющие отношение к детскому пению, не должны допускать ни одного момента, который бы мог затруднить нормальное течение развития каждого из органов голосового аппарата, таков непреложный закон, которым должен руководствоваться композитор, вокальный педагог и врач-ларинголог в своей профессиональной работе с детьми. Все они должны помнить о чрезвычайной хрупкости детского голосового аппарата, причем выраженность этой хрупкости может очень быстро меняться в зависимости от самых различных причин, в том числе и психогенных.
Литература
- Егоров, А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы / А. М. Егоров. – М. : Музгиз, 1962. – 172 с.
- Левидов, И. И. Охрана и воспитание детского голоса / И. И. Левидов // Вокальная работа с детьми. – М., 1938. – С. 48–63.
- Орлова, Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса / Н. Д. Орлова, А. А. Сергеев. – М. : АПН РСФСР, 1954. – 44 с.