УДК 78.071.5 (045)
ББК 85.31
Шишкина Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, sv430903@yandex.ru
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная студия, народная музыкальная культура.
Аннотация: Статья посвящена вопросам приобщения учащихся, посещающих музыкальную студию, к народной музыкальной культуре.
В настоящее время стало актуальным обращение к народной музыке как средству приобщения к музыкальной народной культуре. Между тем, на изучение народной музыки в образовательных учреждениях отводится недостаточно внимания, в том числе и во внеклассной работе. Внеучебная музыкальная работа в школе включает зачастую лишь эстрадную творческую деятельность детей: учащиеся поют и танцуют в эстрадной манере. Массовая информационная культура, окружающая современных детей, – различные телепередачи, радиовещательные программы и др. – направлена на увлечение детей популярной музыкой, которая уводит детей в мир эстрадной культуры, причем к не самым лучшим ее образцам. Народная же музыка звучит очень редко, и дети ее почти совсем не знают. Народное музыкальное искусство перестает существовать в сознании младших школьников как исконная, традиционная культура. Поэтому необходимо приобщение к народной музыке детей в школе посредством введения углубленного ее изучения в рамках музыкальной студии. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что через народную культуру он открывает новый мир в своей душе. Отсюда – неистребимое желание учителей ввести своих питомцев в мир подлинных, народных ценностей.
Вместе с тем одним из требований нового ФГОС ВО 3+ к подготовке бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование является формирование профессиональной компетенции (ПК-13) в области культурно-просветительской деятельности, отражающей способность выпускника-бакалавра выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп [1]. Исходя из данного требования, учитель музыки должен сам ориентироваться в ценностях музыкальной культуры своего Отечества и на профессиональном уровне приобщать детей к лучшим образцам народного музыкального искусства.
Музыкально-студийные занятия народной музыкой являются наиболее эффективной формой приобщения детей к народной музыкальной культуре. Так как народная музыка имеет многовековый опыт развития, то знания о ее корнях, истоках и функционировании представляют собой важный элемент в музыкально-образовательном процессе; изучение и приобщение к данному виду искусства необходимо, так как благодаря ему повышается уровень мировоззренческого кругозора у школьников всех возрастов. Студийные занятия могут не только дать начальные, необходимые представления о народной музыке, но и углубить знания о ее содержании, дать практический опыт ее осуществления.
Проблемой приобщения и развития интереса к народной музыке занимались исследователи-музыканты Т. М. Акимова, С. С. Балашова, Н. И. Бояркин, Л. П. Карпушина, Л. Л. Куприянова, Г. М. Науменко, Т. И. Одинокова, Л. В. Шамина, Т. Я. Шпикалова и мн. др. Однако все вышесказанное позволяет нам снова обратиться к данному аспекту музыкально-образовательной деятельности школьников, но уже в контексте музыкально-студийной работы в школе.
В педагогических литературных источниках студия трактуется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства [2]. Музыкальная студия является образовательным учреждением творческой направленности, она влияет на становление творческой личности школьника, в том числе и через развитие его музыкальных способностей посредством обучения игре на музыкальных инструментах, вокалу, танцам и др. [3]. Занятия в музыкальной студии проходят по специально разработанной программе, ориентированной на общемузыкальное и инструментально- и вокальное исполнительство детей.
К методам, применяемым в процессе обучения в музыкальной студии, наряду с общепедагогическими и специально-музыкальными методами, относятся также:
1.Создание удобной окружающей обстановки во время занятия.
- Ориентир на приобретенный опыт учеников в жизни.
- Пробуждение любознательности в области музицирования.
- Игровые методы.
- Осуществление момента успеха в обучении.
Во время обучения детей в музыкальной студии развитие их исполнительских умений в углубленной форме проявляется в виде публичных выступлений, дающих ребятам шанс показать свои творческие способности в сфере музыкального исполнения. Учитывая, что к выступлениям на публике можно отнести любую форму исполнения в присутствии любого количества слушателей, то абсолютно каждый учащийся встречается с похожими мероприятиями во время экзаменов, зачетов и т. д. Выступления на публике и сценический опыт, являясь неотъемлемыми факторами учебной деятельности, подготавливают детей к дальнейшей профессиональной деятельности. При этом важна позитивная атмосфера во время подготовки к выступлению и самого сценического выступления, ведь именно в студии у ребят есть шанс попробовать свои силы, заняв роль взрослого человека, что придаст чувство уверенности в дальнейшем. От педагога также требуется помочь учащимся преодолеть страхи перед сценой.
Несомненно ради плодотворной работы с детьми значительное место отведено благоприятным отношениям между родителями и преподавателем. В музыкальном воспитании учащегося педагог должен согласовываться с его родителями, доверяя и уважая традиционные ценности друг друга. Родители должны быть ознакомлены с системой и требованиями преподавания, серьёзно относиться к данному роду деятельности. Хорошо, если родители сами владеют игрой на музыкальном инструменте или поют народные песни, в этом случае им будет более близка работа собственных детей. Также для поддержания интереса родителей педагогу рекомендуется по возможности звать их на отчетные концерты студии.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf.
- Выпускная квалификационная работа : учеб.-метод. пособие по специальности 07.14.01 «Социально-культурная деятельность», специализации «Менеджер СКД» / сост. В. В. Попов. – Тюмень : Тюм. гос. ин-т искусств и культуры, 2005. – 50 с.
- Шишкина, С. В. Подготовка студентов-бакалавров к организации музыкально-студийной работы в школе / С. В. Шишкина // Новая наука: опыт, традиции, инновации, международная научно-практическая конференция, г. Стерлитамак, 24 декабря 2015 г. : [материалы]. В 2 ч. Ч. 1. – Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. – С. 66–67.