ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ

УДК 78.071.5 (045)

ББК 85.31

Шишкина Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, sv430903@yandex.ru

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная студия, народная музыкальная культура.

Аннотация: Статья посвящена вопросам приобщения учащихся, посещающих музыкальную студию, к народной музыкальной культуре.

 

В настоящее время стало актуальным обращение к народной музыке как средству приобщения к музыкальной народной культуре. Между тем, на изучение народной музыки в образовательных учреждениях отводится недостаточно внимания, в том числе и во внеклассной работе. Внеучебная музыкальная работа в школе включает зачастую лишь эстрадную творческую деятельность детей: учащиеся поют и танцуют в эстрадной манере. Массовая информационная культура, окружающая современных детей, – различные телепередачи, радиовещательные программы и др. – направлена на увлечение детей популярной музыкой, которая уводит детей в мир эстрадной культуры, причем к не самым лучшим ее образцам. Народная же музыка  звучит очень редко, и дети ее почти совсем не знают. Народное музыкальное искусство перестает существовать в сознании младших школьников как исконная, традиционная культура. Поэтому необходимо приобщение к народной музыке детей в школе  посредством введения углубленного ее изучения в рамках музыкальной студии.  Важно, чтобы ребенок чувствовал, что через народную культуру он открывает новый мир в своей душе. Отсюда – неистребимое желание учителей ввести своих питомцев в мир подлинных, народных ценностей.

Вместе с тем одним из требований нового ФГОС ВО 3+ к подготовке бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование является формирование профессиональной компетенции (ПК-13) в области культурно-просветительской деятельности, отражающей способность выпускника-бакалавра выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп [1]. Исходя из данного требования, учитель музыки должен сам ориентироваться в ценностях музыкальной культуры своего Отечества и на профессиональном уровне приобщать детей к лучшим образцам народного музыкального искусства.

Музыкально-студийные занятия народной музыкой являются наиболее эффективной формой приобщения детей к народной музыкальной культуре. Так как народная музыка имеет многовековый опыт развития, то знания о ее корнях, истоках и функционировании представляют собой важный элемент в музыкально-образовательном процессе; изучение и приобщение к данному виду искусства необходимо, так как благодаря ему повышается уровень мировоззренческого кругозора у школьников всех возрастов. Студийные занятия могут не только дать начальные, необходимые представления о народной музыке, но и углубить знания о ее содержании, дать практический опыт ее осуществления.

Проблемой  приобщения и развития интереса к народной музыке занимались исследователи-музыканты Т. М. Акимова, С. С. Балашова, Н. И. Бояркин, Л. П. Карпушина, Л. Л. Куприянова, Г. М. Науменко, Т. И. Одинокова, Л. В. Шамина, Т. Я. Шпикалова и мн. др. Однако все вышесказанное позволяет нам снова обратиться к данному аспекту музыкально-образовательной деятельности школьников, но уже в контексте музыкально-студийной работы в школе.

В педагогических литературных источниках студия трактуется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства [2]. Музыкальная студия является образовательным учреждением творческой направленности, она влияет на становление творческой личности школьника, в том числе и через развитие его музыкальных способностей посредством обучения игре на музыкальных инструментах, вокалу, танцам и др. [3]. Занятия в музыкальной студии проходят по специально разработанной программе, ориентированной на общемузыкальное и инструментально- и вокальное исполнительство детей.

К методам, применяемым в процессе обучения в музыкальной студии, наряду с общепедагогическими и специально-музыкальными методами, относятся также:

1.Создание удобной окружающей обстановки во время занятия.

  1. Ориентир на приобретенный опыт учеников в жизни.
  2. Пробуждение любознательности в области музицирования.
  3. Игровые методы.
  4. Осуществление момента успеха в обучении.

Во время обучения детей в музыкальной студии развитие их исполнительских умений в углубленной форме проявляется в виде публичных выступлений, дающих ребятам шанс показать свои творческие способности в сфере музыкального исполнения. Учитывая, что к выступлениям на публике можно отнести любую форму исполнения в присутствии любого количества слушателей,  то абсолютно каждый учащийся встречается с похожими мероприятиями во время экзаменов, зачетов и т. д. Выступления на публике и сценический опыт, являясь неотъемлемыми факторами учебной деятельности, подготавливают детей к дальнейшей профессиональной деятельности. При этом важна позитивная атмосфера во время подготовки к выступлению и самого сценического выступления, ведь именно в студии у ребят есть шанс попробовать свои силы, заняв роль взрослого человека, что придаст чувство уверенности в дальнейшем. От педагога также требуется помочь учащимся преодолеть страхи перед сценой.

Несомненно ради плодотворной работы с детьми значительное место отведено благоприятным отношениям между родителями и преподавателем. В музыкальном воспитании учащегося педагог должен согласовываться с его родителями, доверяя и уважая традиционные ценности друг друга. Родители должны быть ознакомлены с системой  и требованиями преподавания,  серьёзно относиться к данному роду деятельности. Хорошо, если родители  сами владеют игрой на музыкальном инструменте или поют народные песни, в этом случае им будет более близка работа собственных детей. Также для поддержания интереса родителей  педагогу рекомендуется по возможности звать их на отчетные концерты студии.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf.
  2. Выпускная квалификационная работа : учеб.-метод. пособие по специальности 07.14.01 «Социально-культурная деятельность», специализации «Менеджер СКД» / сост. В. В. Попов. – Тюмень : Тюм. гос. ин-т искусств и культуры, 2005. – 50 с.
  3. Шишкина, С. В. Подготовка студентов-бакалавров к организации музыкально-студийной работы в школе / С. В. Шишкина // Новая наука: опыт, традиции, инновации, международная научно-практическая конференция, г. Стерлитамак, 24 декабря 2015 г. : [материалы]. В 2 ч. Ч. 1. – Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. – С. 66–67.

Добавить комментарий