АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ

УДК 78(045)

ББК 85.31р

ЕПИФАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

студентка 2 курса напр. «Музыка. Дошкольное образование»,epifanova_elena@ro.ru,

Желудкова ВАЛЕНТИНА ИЛЬИНИЧНА

кандидат культурологии, доцент

кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, totollina@rambler.ru

Ключевые слова: восприятие, музыкальное восприятие, дошкольный возраст, восприятие музыки, интонирование, пластическое интонирование.

Аннотация: В статье рассматриваются средства и возможности изучения пластического интонирования детьми дошкольного возраста в целях активизации их музыкального восприятия.

 

ACTIVATION musical perception preschool

children MEANS OF PLASTIC intonation

 

Yepifanova Elena

2nd year student eg. «Preschool education», epifanova.elena @ ro.ru,

Zheludkova Valentina

candidate of cultural studies, associate professor department of music

education and music teaching methods Mordovia State Pedagogical Institute

the M. E. Evseveva, Saransk, Russia, totollina@rambler.ru

 

Кey words: perception, music perception, preschool age, the perception of music, intonation, plastic intonation..

Аbstract: This article discusses the tools and learning opportunities intonation plastic pre-school children to enhance their musical perception..

 

Сама природа дошкольников предполагает способность к музыкальному развитию. В этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно через использование пластического интонирования на музыкальных занятиях в детских садах. Пластическое интонирование следует рассматривать как обязательную часть программы занятий музыкой. Движение, пластика, пластическое интонирование дают возможность улучшить процесс восприятия музыки.

Восприятие – сложный психический процесс, отражение увиденного или услышанного. Восприятие неразрывно связано с деятельностью и активно развивается лишь в деятельности. Так, Б. М. Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения [1, с. 28]. Одна из труднейших задач художественного воспитания – сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств выразительности. Восприятие становится доступным раньше, чем всё остальное, поэтому оно становится важным на протяжении всего обучения ребенка. Восприятие проходит через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, пластическое движение, игра на инструментах, творчество. Если ребёнок различает характер музыки, чувствует смену её настроений, откликается на музыку в какой-либо форме (пластический этюд, пластическое дирижирование) – можно сказать, что он её слышит и воспринимает.

Музыкальным восприятием следует называть восприятие осмысленное, основанное на вызванных музыкой чувствах. Другое будет лишь просто набором разнообразных звуков, воспринимаемых слухом. В младшем дошкольном возрасте восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, приобретая опыт общения с музыкой, ребенок учится воспринимать музыкальные произведения более осмысленно, определять характер, передаваемое настроение, связывать это с образом, программным содержанием музыки. На развитие музыкального восприятия ребенка оказывает влияние среда, в которой он рос, а именно: музыка, звучащая на музыкальных занятиях и в повседневной жизни, отношение к ней взрослых, передаваемое ребёнку как пример для подражания, уровень музыкального и общего развития, целенаправленное музыкальное воспитание. В самом процессе восприятия участвуют как эмоции, так и мышление.

Восприятие музыки – это познание музыки. А процесс познания может осуществляться и через пластическое интонирование. Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

Общение с музыкой открывает перед маленькими детишками широкие возможности для духовного становления личности и её самовыражения, способствует формированию эстетического чувства, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты. Целью музыкальных занятий в детских садах является привитие любви к музыке, овладение элементарными умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности, то есть хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация; формирование навыка передачи эмоционально-образного содержания музыки через танцевальные движения, пластическое интонирование.

Б. В. Асафьев понимает интонирование как проявление мысли. Это положение и определяет сущность и эстетическую направленность всей интонационной теории музыковеда. «Мысль человека, – по словам ученого, – чтобы стать звуково-выраженной, становится интонацией, интонируется. Интонирование – это деятельность человеческого интеллекта, особая образно-интонационная форма его мышления [2, с. 336]. Пластическое интонирование – это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) − в активную деятельность [3].

Вопрос использования пластического интонирования как средства активизации музыкального восприятия на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях волновал и волнует многих известных отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов. Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн – пластическое интонирование, основой которого является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Б. Кабалевский, Н. Г. Александрова, Н. П. Збруева и др.

Стремление пластикой выразить характер и жизненное содержание музыки, и музыкой выразить пластику движений человеческого тела всегда было одним из важнейших свойств народной музыки.

Ощущая через пластику движение и ритм, дети лучше воспринимают музыку, лучше ее чувствуют и понимают, более полно постигают эмоционально-образное содержание музыки. Пластическое интонирование является наиболее доступным видом деятельности в развитии природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.

Итак, именно у детей дошкольного возраста в полной мере проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и даже создавать пластические образы. Дав выход двигательной активности детей в пластическом интонировании, можно направлять эту активность в сторону восприятия содержания музыки, развития их слушательской культуры.

Список использованных источников

  1. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Академия, 1961. – 537 с.
  2. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1973. – 452 с..
  3. Коэн, В. Метод «музыкальных зеркал» / В. Коэн // Искусство в школе. – М., 1999. – № 5. – С. 10 – 14.

 

Добавить комментарий