Особенности исполнительской интерпретации хоровых произведений Русской духовной музыки в хоровом классе

Чистозвонова Т. С. (ПДМ-114),  Грязнова Т. М.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

В настоящее время идет активный процесс обращения к истокам православной культуры: открываются новые храмы, изучаются основы православной культуры в учреждениях образовательного типа. И это явление  закономерно, поскольку данный феномен представляет собой уникальный и богатейший пласт не только отечественной, но и мировой культуры, несущий человечеству высокие духовные, моральные и нравственно-эстетические ценности миропонимания и мировидения, что в свою очередь создает благоприятную почву в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Об исключительных возможностях позитивного воздействия музыки православия на духовно-нравственную сферу человека говорилось во все времена. Степень его воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его готовности к общению с искусством, основанном на Истине, Добре и Красоте. Эти идеалы вне истории, их осмысление на примере певческого искусства православной ориентации, в его многообразных художественных связях позволяет школьнику приблизиться к пониманию феномена духовности – сложной и для многих непонятной категории человеческого бытия. Музыкальное искусство Православия, и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствует определению ориентиров морали в современном                 обществе [2, с. 73].

Что же дает школьнику освоения музыкально-тематического материала русской духовной музыки в начальной школе, на хоровых занятиях? Собственно знания, накопленные человечеством и облеченные в различные образно – философские формы и жанры. Постижение огромного жизненного опыта, сконцентрированного тысячелетиями, наблюдение за окружающим миром и осознание человеком себя в этом мире. Понимание широкой исторической перспективы: мысли, рожденные в прошлом, должны будить мысли настоящего времени, для того чтобы жить в будущем. Наконец, знание основ религиозной культуры и верное восприятие многих светских произведений, в которых авторы обращались к религиозным сюжетам и образам.

Освоение учащимися музыкально-тематического материала православных праздников, способствует формированию духовности, становлению основ нравственности личности, знанию истории своего Отечества, воспитанию музыкальной культуры, художественного вкуса, морали, мотивации к позитивному поступку. Этот богатейший национальный материал необходимо применять в учебной деятельности для разностороннего развития и воспитания учащихся.

Духовность, нравственность являются теми основами, на которых должно строиться общество. Возникший ценностный вакуум, пропаганда образцов западной культуры, чуждых нашему менталитету в выборе ценностных ориентиров, ведет к перекосу в понимании добра и зла у подрастающего поколения, и ставит наше общество перед лицом реальной угрозы деградации, связанной с потерей духовности человека. И в этих условиях проблема духовного развития школьников приобретает особую актуальность. Именно духовность человека позволяет ему увидеть нормы человеческой жизни, ориентированные на высшие ценности: истину, добро и красоту. Проблема нравственности человека, развития духовного мира школьников выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Источником развития нравственных качеств личности выступает его внутренний индивидуальный и неповторимый духовный мир. Школа призвана помочь ребенку в становлении его духовного образа «Я», в его ценностном ориентировании [1, с. 46].

Определение духовного и нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившее в последние годы представление, – представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем – и аттестат об образовании. В реалиях сегодняшнего дня школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовного, нравственного, интеллектуального, социального и эстетического развития обучающегося.

И, чтобы осуществить все планы и начинания, направленные на развитие духовно-нравственных ценностей (мировоззрения) учащихся, учителю музыки во многих вопросах теоретического и методического толка поможет обращение к музыкально- певческому наследию православия, традициям православных праздников.

В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие музыкального искусства Православия на эмоционально-духовную и нравственную сферы ребенка, его способность без излишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие воображения, фантазии и творчества, влиять на становление духовного и нравственного мира личности. Уникальный опыт индивидуально-неповторимого православного бытия, выражающий в то же время социально-типичное и характерное, представляет большую общественную значимость. Любое общество нуждается в его сохранении и наследовании. Овладение собственным культурным и музыкальным наследием связано с процессами развития национального самосознания, с явлениями, стимулирующими проявление интереса к своему историческому прошлому, к истории своей Родины, русской музыкальной культуры, духовной жизни в целом [2, с. 73].

И именно поэтому музыкально-тематический материал православной ориентации должен заинтересовать участников педагогического процесса: учителя, ставящего перед собой цель формирование духовного мира учащихся, воспитание высокообразованного человека с высокими гуманными принципами и учащихся, стремящихся расширить горизонты своих знаний, умению понимать окружающий мир, людей вокруг себя.

Литература

  1. Владыкина, В. А. И в изгнании учить любви к Родине // Педагогика. 1995. – № 3. – С. 43 – 48.
  2. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Музеум. – 1988. – С. 71 – 75.
  3. Гулюкина, О. Н. Проблемы нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского зарубежья (20 – 40-е годы). М.. – 2008. – С. 154 – 157.

 

Добавить комментарий